Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

«МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ». ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 24−27 апреля 2013 г.

Печать PDF



Первая в истории России научно-практическая конференция, объединившая в рамках единой концепции представителей сферы формирования информационной грамотности и медиаобразования, состоялась в Москве 24−27 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

Организаторы конференции – Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) при участии Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики и Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

В форуме приняли участие 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция была направлена на интеграцию усилий сторон, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на различных уровнях в сферах образования, науки, культуры, СМИ, коммуникации и среди широкой общественности, а также – на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности.

Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационно-медийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности – информационная и медийная – являются жизненно важными.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций А. К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформационном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения. Причем такое обучение, по его мнению, должно продолжаться всю жизнь.

Приветствия в адрес конференции направили руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский, заместитель Мэра Москвы А. Н. Горбенко, Ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, Директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Д. Бадарч. С приветственным словом на открытии конференции выступили генеральный директор Российской национальной библиотеки А. В. Лихоманов, ректор Московского государственного гуманитарного университета В. Д. Нечаев и ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудрина.

Участники конференции неоднократно подчеркивали, что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Сферы информационной грамотности и медиаобразования долгое время развивались параллельно друг другу, специалисты спорили о том, что первично – медиа или информация, каналы передачи информации или контент. Сегодня очевидно, что необходима интеграция обоих подходов. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и развития.

Конференция показала, что продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России препятствует целый ряд причин:

отсутствие в профессиональных средах согласия в понимании сущности информационного и медиаобразования;

отсутствие в нашей стране целостной государственной политики в области медийной и информационной грамотности;

разноуровневость и различная степень развития инфраструктуры информационной подготовки в регионах России;

стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;

дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан;

дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан.

На первом пленарном заседании, которое вел заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, были представлены следующие доклады:

Медиа- и информационная грамотность в современном мире (Е. И. Кузьмин, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент МЦБС; Т. А. Мурована, ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», координатор проектов МЦБС);

Цифровое общество: новые образовательные приоритеты (Е. Л. Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова);

News Literacy в цифровом мире: зачем ликвидировать новостную неграмотность (А. Г. Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики);
Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (Я. Липшиц, президент Фонда «Modern Poland Foundation», Варшава, Польша).

Пленарное заседание «Мир медиа: расширяющаяся вселенная», модерируемое ответственным секретарем Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т. А. Мурованой, включило следующие выступления:

Медиаполис как новая среда обитания для медийной личности (С. Г. Корконосенко, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций, заместитель директора по научной работе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета);

Телевидение и медиапотребление (В. П. Коломиец, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова);

Экология медиапространства (И. М. Дзялошинский, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, заведующий лабораторией бизнес-коммуникаций);

О взаимосвязи медиакультуры и медиаобразования (А. В. Шариков, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики).

Анализу внутренних особенностей мира медиа были посвящены выступления, прозвучавшие в ходе следующей сессии, которую вела декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики А. Г. Качкаева:

Стереотипы массового сознания на телеэкране и восприятия сельской аудитории (А. А. Новикова, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики);

Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования (Н. И. Гендина, директор НИИ социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств);

Информационная безопасность как фактор формирования медиакультуры в условиях локальной полиэтничной среды (Е. Н. Ежова, заведующая кафедрой средств массовой информации Северо-Кавказского федерального университета);

Восприятие медиапродуктов российскими детьми младшего дошкольного возраста (Ю. В. Айгистова, магистрант факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики).

Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия» К. А. Карякина и руководитель отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании С. Ю. Князева познакомили участников конференции с возможностями использования в России международного опыта формирования информационной и медиаграмотности.

Отдельное заседание, на котором в роли ведущей выступила главный редактор журнала «Университетская книга» Е. Н. Бейлина, было посвящено результатам работы исследователей в сфере медиа- и информационной грамотности:

От цифровой компетентности к цифровому гражданству (Г. В. Солдатова, заместитель заведующего кафедрой психологии личности Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова);

О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России (С. Б. Цымбаленко, президент творческого объединения ЮНПРЕСС);

О культуре доверия в сетевой образовательной коммуникации (С. М. Конюшенко, заведующая лабораторией информационно-образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта);

Медиаобразование: шаг в будущее. Исследования лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО (Е. А. Бондаренко, заведующая лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения Российской академии образования).

Задачи, роль и функции институтов и инструментов медиа- и информационной грамотности обсуждались на пленарном заседании, которое вел начальник отдела книжных ярмарок и пропаганды чтения Роспечати А. Н. Воропаев:

Медиа-информационная грамотность: подмена понятий (И. В. Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова);

Переформатирование российского медиаобразования как насущная педагогическая задача (И. А. Фатеева, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета);

Центр медиатворчества современной школы как среда формирования медиа-информационной культуры учащихся (М. В. Кузьмина, преподаватель Института развития образования Кировской области);
Система работы в области медиаобразования на базе московской инновационной площадки (С. И. Гудилина, ученый секретарь Института содержания и методов обучения Российской академии образования);

Читательская и медиа-информационная грамотность подрастающего поколения (В. П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки);

Роль специализированной библиотеки в формировании информационной грамотности незрячих пользователей (Е. В. Захарова, заместитель директора Российской государственной библиотеки для слепых);

Профессионально-ориентированное медиаобразование в Украине (А. В. Онкович, заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии наук Украины).

На заключительном пленарном заседании, ведущими которого были Е. И. Кузьмин и Т. А. Мурована, участники подвели итоги конференции и обсудили проект итогового документа, который в ближайшее время будет доработан Организационным комитетом конференции.

Работу конференции освещали корреспонденты молодежного пресс-центра – учащиеся Центра развития творчества детей и юношества «Гермес». Пресс-центр был организован магистрантом факультета журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т. И. Алексеевой под руководством декана этого факультета И. В. Жилавской.

Во время конференции работала выставка изданий, посвященных связанным с темой этого форума вопросам. Культурная программа конференции включила концерт фортепьянной музыки, подготовленный доцентом музыкального факультета Московского государственного педагогического университета И. Я. Шубиной и ее выпускниками – лауреатами международных конкурсов Ириной Левиной, Сергеем Хохловым, Марией Бузоверовой и Динарой Вафиной.

Информационная поддержка конференции – российский историко-архивоведческий журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА» (www.vestarchive.ru, www.arhivemagazine.com)