Выбор читателей:

«ЭРА ПАРОХОДОВ. ИСТОРИЯ ПАРОВОГО СУДОХОДСТВА И СУДОСТРОЕНИЯ». ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ПСКОВЕ 24-25 июня 2016 г.

Печать PDF

24-25 июня 2016 г. в Пскове будет проходить Шестая международная научно-практическая конференция «Эра пароходов. История парового судоходства и судостроения», которая приурочена к 100-летию со дня рождения великого советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева и 70-летию водного маршрута «Псков – Тарту». Псков. Васильевский спуск, 1918 год.

Организаторы: Ассоциация «Морское наследие»; Музей истории Лужского судоходства; Общественная организация Ленинградской области «Культурно-просветительское товарищество».

Конференция расширяет свою традиционную тематику. Как и прежде, в центре её пристального внимания история парового судостроения и судоходства в России. Однако организаторы в этом году решили посмотреть шире на проблемы роли судоходства в целом в формировании истории отдельных регионов. Паровое судоходство и пришедшее ему на смену местное речное судоходство советского времени оказывало серьёзное влияние на жизнь речных бассейнов. Но с распадом Советского Союза в сфере локальных перевозок наступил упадок, многие линии прекратили своё существование, пароходы и другие речные суда, многие из которых являются интереснейшими памятниками техники, разобраны на металл либо разрушаются по берегам рек и озёр. Одной из задач конференции является привлечение внимания к сохранившимся памятникам локального судоходства.

В 2016 году исполняется 100 лет со дня рождения гениального конструктора Р.Е.Алексеева – человека, который создал экранопланы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях. C именем Р.Е.Алексеева связывают начало скоростной эры на воде. Его первое крылатое судно с космическим именем «Ракета» в 1957 году открыло скоростную линию «Горький – Казань». Каждый год появлялись новые проекты конструктора, которые покоряли всё новые и новые магистрали.

В Пскове водное сообщение восстановилось сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. В 1946 году открыт водный путь «Псков – Тарту», а в 1964 году на этом водном маршруте появилось первое скоростное судно «Ракета – 1М», которое пришло из Эстонской ССР.

Эта водная магистраль существовала до 1991 года, но, к сожалению, вслед за распадом СССР прекратила свою жизнь. В 2000 году, спустя 10 лет, по этому марш- руту на теплоходе «Полесье - 36» был сделан первый и последний рейс до Тарту, который был первым шагом к восстановлению этого сообщения. Однако, дальнейшего развитие международных отношений не последовало и магистраль «Псков – Тарту» осталась для псковичей и эстонцев только мечтой, которая ушла в прошлое.

Цель конференции: осмысление исторического опыта строительства и эксплуатации скоростных теплоходов и пароходов в России и за рубежом и определение перспектив их сохранения.

Конференция состоится в г. Пскове 24-25 июня 2016 года в читальном зале Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Васильева по адресу: Октябрьский проспект, д. 19а.

К участию в конференции приглашаются историки, архивные и музейные работники, студенты и аспиранты учебных заведений морского и речного флота, ре- ставраторы, археологи, владельцы пароходов.

Для докладов и сообщений предлагается следующая тематика:

1. Начало пароходства и пароходостроения в России. Новые источники и исследования.

2. История пароходного сообщения на морях и внутренних водных путях Российской империи, Царства Польского, Великого княжества Финляндского и стран Европы в XIX – нач. XX вв.

3. Пароходы и судьбы: история отдельных судов, биографии владельцев пароходных компаний, судостроителей, работников речного флота.

4. Паровые суда в войнах и конфликтах XIX - середины XX вв.: Сражения, тактика, вооружение.

5. Подготовка кадров для морского и речного парового флота в России и странах Европы в XIX – середина XX вв.

6. Пароход изнутри: интерьеры, паровая машина, быт экипажа, условия для пассажиров.

7. Пароходы в литературе и фольклоре, фотографии, почтовых открытках, живописи и кинематографе.

8. Пароходы и вопросы безопасности на морских и внутренних водных путях, пристани, гидротехнические сооружения и дноуглубительные работы на судоходных линиях в XIX – сер. XX вв.

9. Пароходы-музеи: проблемы сохранения и музеефикации, реставрации и использования, подводно-археологические исследования затонувших паровых судов.

10. История создания и деятельности пристани «Псков».

11. Водные маршруты Псковской области

12. Биографика Псковского речного пароходства.

13. Русско-эстонские отношения. Водный маршрут «Псков – Тарту».

14. Ростислав Евгеньевич Алексеев: биография и деятельность, наследие.

15. История пароходства и судоходства в бассейне рек Северо-Западного региона

По материалам конференции планируется издание сборника.

В заявку на участие в конференции просим включить название доклада или сообщения, Ваши координаты (место работы, должность, ученая степень и звание, телефон, факс и электронная почта). С заявкой принимаются для публикации тексты докладов – объем до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт. Примечания и ссылки в конце текста. Черно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (фото 1).

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Срок подачи заявок на участие и тезисов – 1 мая 2016 г.

Контакты: Половинкин Игорь Валерьянович Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , т. +7-905-225-34-21 Фёдоров Дмитрий Викторович Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , т. + 7-911-896-97-84