| 27 Июля 2009
На громадном пространстве нашей страны имеется очень много интереснейших уголков, славящихся своей природой и самобытной культурой, бережно сохраняемой нашими предками и передаваемой из поколения в поколение. К таким местам по праву можно отнести и старообрядческое село Усть-Цильму1, расположенное на реке Печора в Республике Коми и имеющее богатую историю2. Основанное в 1542 г. как слобода, оно в период раскола Русской Православной Церкви стало центром печорского старообрядчества на Русском Севере, до сегодняшнего дня остающегося частью отечественной культуры3.
В настоящее время Усть-Цильма с населением чуть более пяти тысяч человек является центром одноименного района. На протяжении нескольких десятков лет ученые и исследователи стремятся попасть сюда, в место, где во всем многообразии сохранились культурные традиции давно ушедшей эпохи. Как староверам удалось это сделать? Задумываясь об этом, получаешь два дополняющих друг друга ответа: с одной стороны отдаленность от центра, с другой -сила веры, ради сохранения которой старообрядцы скрывались от преследований.
Вот такое место и было выбрано для проведения Всероссийской научно-практической конференции «Сельская Россия: прошлое и настоящее (исторические судьбы северной деревни)», прошедшей 10-13 июля 2006 г. Организаторами выступили Всероссийское научное и культурно-просветительское общество «Энциклопедия российских деревень», Министерство культуры и национальной политики Республики Коми, Институт российской истории РАН, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, администрация муниципального образования муниципальный район «Усть-Цилёмский».
Гостями и участниками конференции стали несколько десятков человек из Архангельска, Вологды, Казани, Калуги, Москвы, Новгорода, Северодвинска, Сыктывкара, села Липяной Бор (Вашин-ского района Вологодской области), поселка Эссойла (Пряжинского района Республики Карелия), а также ученые из Канады и Финляндии. Интересно отметить: чтобы добраться до села нужно почти тридцать часов ехать от столицы на поезде до станции Ираёль, а затем пять часов на машине или автобусе, при этом еще переправившись на пароме через Печору. В общем, настоящая «транспортная экзотика».
Работа конференции4 проходила в сельском Доме культуры и была организована по трем секциям: «История российской деревни на протяжении веков (XVI - начало XXI веков)», «Развитие материальной и духовной культуры на Европейском Севере» и «Усть-Цильма - феномен древнерусской культуры».
Открыл конференцию заместитель председателя оргкомитета доктор исторических наук, профессор А.А. Попов, особо подчеркнувший, что благодаря потенциалу российской деревни в XX столетии удалось провести индустриализацию страны, в значительной мере позволившей нашему Отечеству стать одной из передовых держав мира. Он отметил примечательный факт проведения сельской конференция в «селе и о селе» что, несомненно, станет дальнейшем шагом в научном изучении крестьянской жизни.
Сохраняя преемственность традиций, в старинном костюме выступила председатель «Усть-Цилёмского общества "Русь Печорская"» Е.И. Герасимова, подтвердившая самобытность местной культуры и бережное отношение жителей села к прошлому. После ее выступления был исполнен гимн «Мы-уетьцилёма»5 (слова и музыка А.К. Журавлёва).
Заместитель Главы Республики Коми А.Л. Чернов, приветствуя участников конференции, отметил, что сегодня проблема сохранения села актуальна как никогда. На примере Усть-Цильмы можно видеть как нужно сохранять село с его традициями. Обществу необходимо выработать условия, в которых должны существовать и развиваться сельские поселения, а главной ценностью сел и деревень оставались и остаются люди, живущие в них. Председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Государственного Совета Республики Коми Б.Л. Забровская, также выступавшая в старинном костюме, особо подчеркнула важность возрождения и сохранения вековых традиций в селах.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми СЛ. Чечёткин особо выделил, что при исполнении гимна чувствовалось единение сельчан и их любовь к своей малой родине. Он напомнил о необходимости бережного отношения к культурному наследию, а особенно к селу, как основному носителю русской культуры, нуждающемуся во всесторонней поддержке.
«Неподдельный интерес к прошлому, к традициям XVI-XVII вв., сохранившихся в Усть-Цильме, объединил всех участников конференции, собравшихся в этом отдаленном селе на Севере России. Научное изучение традиционной русской культуры на примере печорского старообрядческого села позволит лучше понять прошлое нашего Отечества», - такими словами исполняющий обязанности главы муниципального образования Усть-Цилёмский район Н.М. Канев напутствовал участников международного научного форума.
В своем выступлении ученый секретарь Всероссийского научного и культурно-просветительского общества «Энциклопедия российских деревень» кандидат филологических наук З.В. Рубцова проинформировала о деятельности Общества, рассказала о его роли в сохранении и популяризации «сельской корневой культуры». От себя лично она преподнесла селу подарки, в том числе книги, которые, несомненно, станут для усть-цилёмцев методическими пособиями по изучению своего прошлого. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук К.А. Аверьянов (Москва) рассказал, как он по русским летописям XIV-XVII вв. проследил развитие и освоение Печорского края и реконструировал основные его этапы.
В сообщении библиографа первой категории ИНИОН РАН А.Н. Старицына (Москва) «Споры о вере, как социальном явлении второй половины XVII века в России» были выявлены пять периодов. Исследователь установил, что это социокультурное явление из темы научного диспута превращалось в спор-протест и совпадало с основными вехами борьбы правительства с приверженцами старорусского обряда.
Вопросы эмблематики Русского Севера в государственной геральдике России затронула в своем выступлении доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Н.А. Соболева. В ее сообщении были представлены результаты изучения геральдических символов Русского Севера, проведен их сравнительный анализ с символами других регионов нашего Отечества, выявлены региональные особенности гербов.
В основе доклада заведующего кафедрой теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета доктора исторических наук, профессора А.В. Кам-кина «Усть-Цильма как локальный культурный очаг эпохи российского просвещения» представлена деятельность и письменное наследие местного крестьянина Ивана Андреевича Чупрова - одного из 565 депутатов комиссии по сочинению Нового Уложения 1767-1768 гг. В результате анализа пятнадцати его выступлений в комиссии, докладчику удалось проследить высказанные им идеи, созвучные таким идеям просвещения, как: равенство сословий, осуждение рабства (крепостничества), свобода предпринимательства и торговой деятельности.
«Элитарные иконы на Русском Севере» - тема выступления заместителя директора Калужского областного художественного музея В.Г. Пуцко, который проследил проникновение икон высокого художественного качества в отдаленные уголки России и установил, что ранние иконы являются продукцией княжеских и епископат -ских мастерских, а позже оригиналы стали поступать в глубинку из городских соборов и крупных монастырей, таких как Кирилло-Бело-зерский, Соловецкий, Антониево-Сийский и др.
Проректор по научной работе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) доктор исторических наук, профессор В.И. Голдин представил работу «Сельская Россия в революции и гражданской войне (проблемы современной историографии)», в которой проанализировал ее теоретико-методологические аспекты и выдвинул предложение о необходимости изучения последствий гражданской войны на развитие советского общества и сельской России в 1920-1930-х гг.
Работа заведующего центром по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН кандидата исторических наук А.В. Голубева характеризует внешнеполитические стереотипы в мышлении северного крестьянства 1920-х гг., отражает бытовавшее у него представление о новой войне и потенциальных противниках СССР.
По материалам архива Спасо-Каменского монастыря научный сотрудник Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника О.Н. Адаменко рассмотрела вопросы сельского расселения на монастырских землях XVII в., установив уменьшение количества дворцовых поселений, приходящихся на 1615 г. и 1670-е годы.
М.Б. Белоусов, преподаватель общественных дисциплин в Казанском техникуме легкой промышленности, по боярским спискам 1645-1667 гг. исследовал службу членов государева двора на Севере и установил, что воеводами во всех уездах Русского Севера назначали представителей думных и московских чинов двора, что свидетельствует о почетности службы в городовых воеводах.
Научный сотрудник РГАДА кандидат исторических наук Н.П. Воскобойникова ввела в научный оборот новый источник по истории Европейского Севера России из фонда Екатерины II (Ф. 16. On.1. Д. 594) под названием «Донесение губернатора Егора Голови-цына по Архангельской губернии», характеризующий состояние губернии в 1764-1765 гг. и отражающий предложение губернатора по вопросам торговли, сбора налогов, перестройке Архангельска, штате чиновников в губернской канцелярии и другим проблемам.
«Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в XIX веке» -тема работы доктора исторических наук, профессора кафедры отечественной истории Вологодского государственного педагогического университета М.С. Черкасовой, которая используя рукописный сборник 1888 г., хранящийся в секторе письменных источников местного музея-заповедника, охарактеризовала положение в ряде приходов Русского Севера в конце XIX века.
Учитель истории Е.А. Калинина из Эссольской средней школы Пряжинского района изучила традиции народного образования Республики Карелия в XIX в. и на примере Самозерской школы проследила развитие народного образования в крае, показав роль школы в жизни села в XIX в. Она установила, что одним из первых учителей был местный священник Иуда Воронов, бесплатно обучавший крестьянских детей.
Базируясь на материалах Центрального исторического архива Москвы (Ф. 2263. On. 1. Д. 5), заместитель директора Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» А.С. Федотов изучил личный фонд историка СВ. Бахрушина (1882-1950) и выявил сведения о нереализованном проекте постройки железной дороги Уфа-Пермь-Печора с выходом к Индигской губе (северо-восточная часть Чешской губы). Докладчик также отметил, что первоначально планировалось довести дорогу до Усть-Цильмы, но в августе 1917 г. было принято решение о разработке проекта с выходом к Северному Ледовитому океану.
Декан исторического факультета Вологодского государственного педагогического института кандидат исторических наук, доцент В.А. Саблин проследил основные тенденции развития крестьянского двора на Европейском Севере России в 1920-е годы и заметил, что в этот период происходило его дробление. Политической активности северного крестьянства во второй половине 1920-х годов было посвящено выступление доцента Российского государственного гуманитарного университета кандидата исторических наук М.М. Ку-дюкиной, в котором исследователь охарактеризовала источники, проанализировала эффективность проводимой властью политики, показала реакцию крестьян на отдельные мероприятия и их отноше¬ние к власти в целом.
«Место машинно-тракторных станций (МТС) в аграрной модернизации Европейского Севра России» стало темой доклада доцента Вологодского государственного педагогического университета кандидата исторических наук Т.М. Димони, в котором был проанализировал экономический механизм переустройства аграрного сектора.
Сопоставив кадастровые материалы XVII-XVIII вв. доцент Вологодского государственного педагогического университета кандидат исторических наук Д.А. Черненко установил, что даже в годы благоприятных экономических условий пустоши не «перерастали» в жилые поселения, что молодой исследователь связал с необходимостью компенсировать «выпаханные» почвы за счет пустотного резерва угодий.
Примеру служения Отечеству посвятил свое сообщение профессор кафедры русской и зарубежной литературы Сыктывкарского государственного университета доктор филологических наук М.В. Мелихов, базируясь на уникальном документе - дневнике матроса-старообрядца с. Печоры А.Ф. Бобрецова, служившего на императорской яхте «Полярная звезда» в 1893-1899 гг. Докладчик проанализировал художественное своеобразие источника, обнаруженного в Древлехранилище ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) и введенного в научный оборот в виде публикации в Уральском Археографическом альманахе за 2005 г. (Екатеринбург, 2005).
Совместный доклад сделали директор Института языкознания и литературы Коми научного центра Уральского отделения РАН кандидат исторических наук, доцент А.Ф. Сметанин и его заместитель доктор исторических наук профессор А.А. Попов, посвятившие свою работу проблемам анализа советской аграрной политики в северной деревне в 1960-1980-е годы.
В своей работе историк-архивист и краевед Г.А. Мельничук (Москва) осветил проблемы изучения сельских поселений в России и отметил, что на протяжении всей отечественной истории ни разу не было сделано полного описания сел и деревень страны, а предпринимаемые попытки проводились исключительно государством (генеральное межевание XVIII в., статистическое описание XIX в.). Докладчик призвал к необходимости скорейшего начала работ в этом направлении для создания полной энциклопедии сельских поселений нашего Отечества.
Главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея (Москва) доктор филологических наук Е.М. Юхименко рассказала о глубокой исторической памяти присущей русскому старообрядчеству, и в частности о различных формах почитания протопопа Аввакума (1620/21-14.04.1682) Выговскими староверами, которые не только обращались к «огненному протопопу» в свих молитвах, но и специально собирали списки о его жизни, разыскивали списки его жития, переписывали их, тем самым способствуя сохранению памяти о нем для последующих поколений поборников древнего благочестия.
«К вопросу о территориальной парадигме русского языка: единство и неоднородность архангельских говоров» - такой была тема сообщения доцента Северодвинского филиала Поморского государственного университета кандидата филологических наук Л.А. Савёловой, обратившей внимание на то, что к одной из основных причин такой особенности относится неоднородность материальной базы сформировавшихся здесь говоров, где с одной стороны выступили древненовгородские диалекты, а с другой - ростовско-суздальские говоры.
Итогом пятнадцатилетних исследований стало выступление руководителя краеведческого объединения из села Липяной Бор Вашкинского района Вологодской области Н.Н. Леонтьева, исследовавшего антропонимы Белозёрья. Докладчик отметил, что многие фамилии (Серов, Лимонов, Тюсов и др.) не имеют ясного этимологического объяснения.
Совместный доклад сделали профессор кафедры фольклористики Хельсинского университета (Финляндия) Анна-Леена Сикала, и кандидаты исторических наук старшие научные сотрудники И.И. Ильина и О.И. Уляпов (Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН) на тему «Общедеревенские прозвища населения Верхней Вычегды». Ученые проследили происхождение, характер прозвищ и установили, что эмоционально-экспресивное их наполнение указывает не только на достаточно устойчивые традиции номинаций соседей по принципу «свой-чужой», но и в значительной степени подчеркивает недоофор-мленность верхневычегодской этнографической группы коми-зырян.
Мишель Бушар (г. Принц Джордж, Канада) - профессор Университета Северной Британской Колумбии, руководитель Коми-Канадской Циркумполярной этнографической полевой школы затронул проблему этнографического ландшафта и управления. Канадский исследователь заострил внимание на необходимости использования знаний местного населения той или иной территории для рационального использования природных богатств и высказался за необходимость сотрудничества государства и коренного населения в сфере управления ресурсами.
Очень много для изучения, собирания и сохранения усть-ци-лёмской истории сделал школьный учитель истории, а ныне пенсионер Яков Николаевич Носов. На конференции он сделал доклад «Из истории Цилёмских рудников», в котором рассказал о природных богатствах местного края и добыче и переработке полезных ископаемых в родной местности.
Советник Главы Республики Коми, кандидат исторических наук Д.В. Милохов рассмотрел малоизученный аспект, касающийся Коми колхозной деревни в годы Великой Отечественной войны и привел данные об уровне жизни колхозного крестьянства, показав его доходы и материальное положение.
В докладе главного научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН доктора исторических наук, профессора В.И. Чупрова был дан анализ развития крестьянского движения и рассмотрены различные его формы, приведены количественные подсчеты крестьянских выступлений по уездам Архангельской, Вологодской и Олонецких губерний, а также затронуты вопросы, связанные с участием северного крестьянства в выборах в I и II Государственную думу.
Успешно пропагандирует свою малую родину Т.Д. Вокуева -председатель московского отделения «Усть-Цилёмского общества "Русь Печорская"», проследившая на основе архивных документов родословную Чупровых, начиная с 1672 г. до настоящего времени. Были установлены наиболее яркие персоны, среди которых основатель поселений по Пижме Исаак Иванович Чупров, старообрядческие наставники, хранители рукописных книг, переписчики, исполнители былин, ученые, поэты, ложечники, военнослужащие и другие.
Видам хозяйственной деятельности староверов-беспоповцев Усть-Цильмы посвятила работу старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН кандидат исторических наук Т.И. Дронова. Материалы ее исследований свидетельствуют о том, что первые поселенцы по Печоре и ее притокам (Пижме, Цильме, Нерице) занимались охотой и рыболовством, позже перешли к земледелию и скотоводству, а к концу XIX в. в Усть-Цильме появилось оленеводство и кожевенное производство.
Хранитель фонда медного литья Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва кандидат исторических наук Е.Я. Зотова рассказала о редком памятнике старообрядческой меднолитой пластики - четырехстворчатом складне 1738 г. обнаруженном в Усть-Цильме более пятидесяти лет назад. Обследовав дома старообрядцев, она установила, что в семьях усть-цилёмцев бережно сохраняются старообрядческие кресты, иконы и складни. В качестве яркого примера она привела комплект меднолитой пластики конца XVIII - начала XX века, принадлежащей председателю возрожденной старообрядческой общины Н.Я. Носовой.
«История развития здравоохранения в Усть-Цильме» стала темой доклада главного врача местной центральной районной больницы В.И. Кокошиной, сообщившей о том, что причиной открытия 120 лет назад первой больницы стала эпидемия сибирской язвы и падеж оленей.
Министр культуры и национальной политики Республики Коми Н.А. Боброва в докладе «Усть-Цильма - уникальное явление мировой культуры» особо подчеркнула, что на протяжении почти пяти веков усть-цилёмцы бережно хранят и из поколения в поколение передают культуру, обычаи, традиции, обряды, ремесла старообрядцев - выходцев из новгородских земель. Это феноменальное явление в последние годы все больше и больше привлекает внимание ученых, о чем свидетельствуют многочисленные книги и фильмы об этом крае.
Опытом своей тридцатилетней работы, с 1976 по 2006 г., поделилась доцент кафедры русской и зарубежной литературы Сыктывкарского государственного университета кандидат филологических наук Т.Д. Волкова, представившая сообщение о Печорской рукописно-книжной традиции. Работа велась по восьми основным направлениям, и в частности: полевой и камеральной археографии, работе по составлению словаря книжников Нижней Печоры, изучению жанрового репертуара печорской книжности, исследованию судеб печорских книг, их миграции из северных и центральных районов России до Усть-Цильмы, текстологическому изучению отдельных раритетных памятников в составе печорских рукописных сборников, изучению записей устных рассказов печорских крестьян на библейские эсхатологические темы и другим вопросам.
Директор Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора кандидат педагогических наук М.К. Бурьяк представила методику формирования и развития народного певческого интонирования в младенческом возрасте усть-цилём, делая акцент на целесообразность воссоздания этноприемственности, начиная с раннего детства, и основываясь на напевах колыбельного и потешного репертуара, которые максимально способствуют координации слуха и голоса ребенка, выработке стереотипных связей музыкальной памяти, рефлекторной деятельности голосовых мышц, безупречного певческого интонирования.
Сообщение главного архитектора ООО «Бюро Атриум» кандидата архитектуры Ю.Э. Саратовской «Сельский пейзаж Русского Севера» сопровождалось показом ее акварелей, изображающих сельские поселения Архангельской, Вологодской, Тверской и Ярославских областей, сделанных в период экспедиций с 1998 по 2006 г. Наиболее яркими были работы «Феропонтово. Озеро Борода», «Лекшмозёрский край» (Карелия), «Водла. Река и деревня», а также «Соловецкий монастырь», в которых отразилось единение архитектуры и природы.
Помимо обширной научной программы для участников и гостей конференции были организованы ознакомительные и культурно-просветительские мероприятия. Кроме обзорной экскурсии по селу и трехчасовой экскурсионной прогулки на пароме по Печоре, гости с большим интересом ознакомились с Усть-Цилемским историко-мемориальным музеем А.В. Журавского6, считающегося основателем сельскохозяйственной науки на Европейском Севере России.
В российской глубинке приятно было увидеть такой музей, хранящий исторические реликвии, среди которых экспонаты с сельскохозяйственной опытной станции, основанной Андреем Владимировичем Журавским7 (1882-1914), книги из его библиотеки, коллекции древнерусских и рукописных книг (68 ед. хр.), коллекция икон (64 ед. хр.) и монет (889 ед. хр.).
Организаторы конференции специально приурочили конференцию к двум традиционным местным праздником. Первый - это так называемая «петровщина»8, отмечаемая в ночь с 11 на 12 июня перед днем равноапостольных Петра и Павла. В этот день жители села и округи собираются на берегу реки Печоры, отмечая не только окончание Петровского поста, но и переезд на сенокосные угодья на противоположный берег Печоры. По установившейся исстари традиции зажигают костры, варят кашу (обычно пшенную) заправляют ее маслом, поют протяжные песни и веселятся в белую ночь до утра. Вечером того же дня собираются на второе мероприятие -«горку»9.
«Горка» - народное гулянье, хороводы, относилась к разряду «заветных праздников» и восходила к древним представлениям; она считалась отзвуком ритуальных хороводов в честь Ярилы - божества весеннего плодородия. Поклонение происходило на возвышенностях, называемых «Ярильными горками». Наряду с топографическим аспектом она имела и другое значение, а именно символизировала вершину трудового года, пик веселья, пору вхождения подростков в молодежный круг. «Горка» в настоящее время считается визитной карточкой Усть-Цильмы и этому празднику присвоен республиканский статус. Во время проведения научного форума «Горка» в третий раз проводилась как республиканское мероприятие.
Несколько дней конференции обогатили как жителей села, так участников и гостей как в научном, так и в духовном плане. Побывавшим хоть раз в Усть-Цильме снова захочется приехать сюда и еще раз прикоснуться к великому прошлому и великой истории нашей страны. По итогам работы конференции на средства РГНФ (проект № 06-01-41180) готовится к выходу в свет сборник работ конференции.
Примечания
1 Чупров В.И., Сметании А.Ф., Попов АЛ. Усть-Цильма - край Печорский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991. - 176 с.
2 История села Усть-Цильма до 1917 года. Библиографический указатель литературы / Составитель СВ. Мяндина, отв. за выпуск Е.И. Герасимова. Усть-Цильма: Усть-Цилёмская централизованная библиотечная система, 1993. - 24 с.
3 Дронова Т.И. Русские староверы-беспоповцы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец XIX-XX вв.). Сыктывкар, 2002 - 276 с; Для меня Усть-Цильма место, где родиться повезло. Усть-Цильма, 2006. - 82 с.
4 Как выяснилось, устьцилёмов изучают давно. Всероссийская науч¬но-практическая конференция // Красная Печора (Газета Усть-Цилёмского района). 2006. № 87 (9582), 91 (9586); Просужих Т. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет // Северные ведомости (Сыктывкар). 2006. 28 июля. № 29 (296).
5 И родилась в Усть-Цильме песня. Сборник. Усть-Цильма, 2006. -68 с.
6 Историко-мемориальный музей А.В. Журавского. [Проспект]. Усть-Цильма, 2001.
7 Носов Я.Н. Подвиг ученого. К 110-летию со дня рождения Андрея Владимировича Журавского. 1882-1992 г. Усть-Цильма: Музей Усть-Цилёмской средней школы, 1992. - 69 с.
8 Киреева С. Запылали костры у реки / Красная Печора (Газета Усть-Цилёмского района). 2006 № 88 (9583).
9 Дуркина Е. Первая Всероссийская: [О III республиканском празд¬нике «Усть-Цилёмская Горка»] / Красная Печора (Газета Усть-Цилёмского района). 2006. 18 июля. № 87 (9582).