«МОЕ ОРУЖИЕ - ЭТО МУЗЫКА»

Печать PDF

19 июля 1942 г. с огромным успехом состоялось первое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича за рубежом. «Когда я работал над Седьмой симфонией, я думал о ненависти к врагу, о любви к людям, идеалах передового человечества, о нашей грядущей победе, - обращался композитор в приветственном письме к американским любителям музыки. - Симфония сочинялась мною в моем родном городе Ленинграде в дни, когда враг рвался в этот прекрасный город. Мое оружие - это музыка и я пытался вложить в мою Седьмую симфонию те чувства, которыми обладает наш народ. Мы воюем за свет, против тьмы, за культуру, против мракобесия, за свободу, против тирании, за гуманизм, против варварства»1.

ГА РФ в фонде Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) хранит документы об исполнении в 1941-1945 гг. произведений Шостаковича в крупнейших концертных залах Соединенных Штатов Америки. После первых публикаций в американской прессе сообщений о работе Дмитрия Дмитриевича в осажденном Ленинграде над новой симфонией, крупнейшие зарубежные дирижеры предпринимали усилия, чтобы получить права на исполнение будущего произведения. С.Кусевицкий, Г.Киндлер, Ю.Орманди, А.Родзинский, Л.Стоковский, А.Тосканини, К.Чавес, стоявшие во главе лучших американских оркестров, через посольство СССР и музыкальную организацию «Am Rus Music Corporation», занимавшуюся распространением в США советской музыки, пытались заручиться правом премьеры.

30 марта 1942 г. ВОКС специальным самолетом направил в Вашингтон микрофильм с партитурой Седьмой симфонии и оркестровых голосов. «С этого негатива, - писал заместитель председателя Общества И.Зотов уполномоченному в США В.И. Базыкину, - надо будет сделать отпечатки, количество которых будет соответствовать количеству дирижеров, которым предоставить право первого исполнения симфонии»2.

Проделав сложный путь в обход зон боевых действий, коробка с микрофильмом 1 июня 1942 г. прибыла в Нью-Йорк. Трудная работа по копированию десяти экземпляров партитуры и оркестровых голосов для 110 инструментов (2038 отдельных отпечатков) была закончена к 25 июня. Первым партитуру поручил А.Тосканини, который изъявил желание исполнить произведение с руководимым им Нью-Йоркским оркестром Национальной радиовещательной корпорации. Он лично исправил ошибки, допущенные переписчиками в оркестровых голосах, вдохновенно проводил репетиции.
В ГА РФ в фонде ВОКС (Ф. Р-5283) хранятся письма (маши-нокопии), телеграммы Д.Д. Шостаковича зарубежным композиторам, дирижерам. «Дорогой друг! Я счастлив, что Вы будете исполнять мою Седьмую симфонию. Я уверен, что мои замыслы, которые я вложил в это сочинение, Вы со свойственным Вам гениальным талантом и огромным мастерством донесете до широкого слушателя Америки, - обращался Дмитрий Дмитриевич к А.Тосканини. К сожалению, обстоятельства сложились так, что я не смог приехать в Соединенные Штаты, чтобы послушать Ваше замечательное исполнение»3. Премьера состоялась 19 июля 1942 г. На ней присутствовали многие известные деятели культуры, представители прессы, дипломаты. «Радуюсь и горжусь успехом Вашей Седьмой симфонии, -телеграфировал Шостаковичу 22 июля 1942 г. уполномоченный ВОКС В.И. Базыкин. - Шлю горячие поздравления и пожелания плодо¬творной работы»4. Владимир Иванович собрал для Шостаковича многочисленные газеты, журналы со статьями об исполнении его произведения в концертных залах крупнейших американских городов. «Большое Вам спасибо за то, что Вы так тщательно подобрали весь материал, касающейся моей симфонии, - писал Шостакович 12 сентября 1942 г. Базыкину. - Многое в этом материале чрезвычайно интересно. Если Вам не будет трудно, то высылайте нам все, что касается нашей советской музыки»5.

На протяжении сезона 1942-1943 гг. Седьмая симфония Шостаковича исполнялась в США 62 раза. Дирижировали оркестрами С.Кусевицкий, Л.Стоковский, А.Родзинский, Д.Митропулос, Г.Киндлер, Ю.Орманди, Ф.Сток, П.Монте, К.Крюгер, К.Чавес, другие дирижеры6. «От имени оркестра Большого театра, исполнившего впервые Седьмую симфонию, а также от своего имени горячо приветствую предстоящее 16-го августа 1942 г. исполнение этого произведения под Вашим мастерским управлением, - обращался дирижер Большого театра С.Самосуд к Сергею Кусевицкому, председателю музыкального комитета Национального совета американо-советской дружбы. - Надеюсь, что Вы разделите ту творческую радость, которую испытали я и мои коллеги, работая над этим замечательным произведением. Заранее поздравляю с очередным блестящим успехом» 7. «С большим удовлетворением узнал, что 16 августа Вы будете исполнять Седьмую симфонию, - телеграфировал Шостакович Сер¬гею Кусевицкому. - Рад, что мое произведение заинтересовало Вас, мастера дирижерского искусства»8.

Хранятся в фонде ВОКС приветственные телеграммы, письма автору Седьмой симфонии от Ч.Чаплина, И.Менухина, П.Робсона, Л.Стоковского, многих других видных деятелей культуры с восторженными отзывами об этом сочинении Шостаковича, с приглашениями композитору посетить США. «От имени членов Правления Нью-Йоркской филармонии и моего собственного передаю Вам приглашение дирижировать нашим оркестром в течение первой половины ноября в восьми концертах, в которых Вы можете исполнять любое из Ваших собственных произведений по Вашему выбору, точ¬но так же, как и произведения Ваших товарищей, советских композиторов, - телеграфировал Шостаковичу А.Тосканини. - <...> Ваш приезд имел бы большое политическое значение, способствовал бы укреплению более тесной связи, дружбы между США и СССР в общей их борьбе. Прошу Вас принять это приглашение и дать возможность Нью-Йорку и его филармонии приветствовать Вас как представителя Вашей великой страны и ее великого музыкального искусства»9. «Искренно благодарю Вас и правление Нью-Йоркской филармонии за сердечное приветствие и любезное приглашение, -отвечал композитор знаменитому дирижеру 19 сентября 1942 г. -К сожалению, должен признаться, что не владею искусством дири¬жирования и таким образом лишен возможности исполнять перед американской аудиторией мои произведения, также как и произведения моих товарищей.
 
Примите мои лучшие пожелания и благодарность за Ваше внимание»10.

Приглашал Дмитрия Дмитриевича посетить США и председатель музыкального комитета Национального совета американо-советской дружбы Сергей Кусевицкий. Его телеграмма, направленная Дмитрию Дмитриевичу 15 сентября 1943 г., хранится в фонде ВОКС: «В ноябре этого года Национальный совет американо-советской дружбы проводит митинги по всей стране, чтобы отметить десятую годовщину дипломатических отношений между нашими странами. Музыкальный комитет нашего Совета предполагает крупные музыкальные мероприятия в связи с этими митингами. Особенно значительный митинг предполагается в Нью-Йорке, - сообщал Шостаковичу Сергей Кусевицкий. - Мы убеждены, что очень важными факторами в укреплении американо-советской дружбы был бы Ваш приезд в США на два месяца. Можно было бы организовать по всей стране концерты, в которых желательно Ваше участие. Было бы желательно, чтобы Вы играли фортепьянную партию Вашего квинтета с будапештским струнным квартетом на митинге в Нью-Йорке 8 ноября.

Возможно устроить так, чтобы Вы сыграли Ваш квартет с различными оркестрами. Это дало бы возможность встретиться с американскими музыкантами в различных городах и способствовало бы широкому обмену между музыкальными кругами обеих стран. Очень настаиваю на том, чтобы Вы приняли это приглашение»11.

21 сентября 1943 г. большая группа деятелей культуры, акти¬вистов Национального Совета американо-советской дружбы направила Дмитрию Шостаковичу приглашение посетить США. В тот же день они обратились к председателю ВОКС B.C. Кеменову с просьбой помочь в этом деле: «Посещение Шостаковича будет, больше чем что-либо другое, символизировать растущие узы дружбы и взаимопонимания нашего народа с нашим славным союзником - Советским Союзом в нашей общей борьбе с фашизмом и за длительный мир после победного окончания войны, - писали американские деятели культуры руководителю ВОКС. - Мистер Шостакович будет совершенно свободен в выборе программы своих действий во время своего пребывания в нашей стране. Мы будем полностью руководствоваться его собственными пожеланиями, предпочтет ли он писать музыку для кино, давать ли концерты или дирижировать.

Мы будем счастливы организовать и способствовать его дея¬тельности здесь и сделать приятным и плодотворным его пребывание здесь. <..-> Пребывание Шостаковича здесь будет очень полезным и Вы поймете наше желание, чтобы он приехал возможно скорее.


Мы уверены в том, что этот первый проект Комитета по кино и смежным областям искусства будет не только началом развития более тесной связи между кино обеих стран, но послужит также тому, что культура наших обеих стран сблизится во взаимной плодотворной работе и обмену опытом»12. Телеграмму подписали Ч.Чаплин, Л.Стоковский, Э.Синклер, С.Кусевицкий, П.Робсон, Д.Эллингтон, Р.Клер, А.Коутс, многие другие деятели культуры. Хранится в фонде ВОКС и черновой автограф ответа Дмитрия Дмитриевича на приглашение американских деятелей культуры: «Сердечно благода¬рю Вас за приглашение посетить Америку и выраженные Вами дружеские чувства, которые я искренно разделяю. Сейчас, когда моя Родина продолжает нести основную тяжесть борьбы против гитлеризма, защищая идеалы культуры всего человечества, я хочу быть с моими соотечественниками. Из-за этого не могу принять Ваше приглашение, которое высоко ценю. Прошу передать мой дружеский привет всем подписавшим телеграмму. Д. Шостакович»13.

2 апреля 1944 г. в Нью-Йорке состоялось первое исполнение Восьмой симфонии, одного из самых значительных событий американской музыкальной жизни. «Шлю Вам и всему коллективу мой искренний дружеский привет. С радостью узнал, что моя Восьмая симфония исполняется оркестром и дирижером, которые так много сделали для популяризации в Америке музыкального творчества композиторов моей родины, - обращался к артистам Нью-Йоркского оркестра и его дирижеру Артуру Родзинскому Дмитрий Шостакович. - В дни суровых испытаний, в дни решительных боев, любимое всеми нами искусство - музыка служит средством сближения и взаимопонимания наших великих народов, она вдохновляет наши народы на героическую борьбу против фашистских варваров, за культуру и демократию»14.

21 и 22 апреля 1944 г. Восьмая симфония была исполнена в Бостоне (дирижировал С.Кусевицкий), 26 мая состоялось первое исполнение симфонии в Мехико (дирижировал К.Чавес), 23 июня -в Лондоне (дирижировал Г.Вуд). Подробно Седьмой, ее исполнение вызвало широчайший резонанс. На страницах зарубежных газет и журналов в 1942-1944 гг. были опубликованы сотни статей и рецензий. Симфонии Шостаковича дошли «до сознания зарубежных слушателей как могучий художественный документ эпохи, воплотивший в музыкальных образах мысли и чувства миллионов советских людей во время войны»15.

Осенью 1944 г. Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский, P.M. Глиэр, Д.В. Кабалевскмй, В.Я. Шебалин, К.Н. Игумнов, Л.Н. Оборин, Д.Ф. Ойстрах, H.С. Голованов,
 
Е.А. Мравинский от имени Союза советских композиторов, Московской консерватории, Московской филармонии и музыкальной секции ВОКС направили участникам митинга музыкантов в Нью-Йорке такую телеграмму: «В дни, когда весь цивилизованный мир с огромным напряжением и величайшей надеждой ожидает решающих событий на фронтах борьбы с гитлеризмом, мы, музыканты Советского Союза, обращаемся к Вам со словами привета и солидарности.
Сейчас, как никогда прежде в истории человечества, сердца деятелей искусств во всем мире бьются в унисон - наши мысли и надежды едины, наша вера в победу над темными силами варварства и насилия несокрушима. Пусть скорее зазвучит величественная симфония победы»16.

Примечания

1    ГА РФ. Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 124. Л. 82.

2    Там же. Д. 132. Л. 14.

3    Там же. Д. 124. Л. 81.

4    Там же. Л. 128.

5    Там же. Д. 132. Л. 21.

6    Д.Шостакович. Статьи и материалы. М., 1976. С. 236.

7    ГА РФ. Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 124. Л. 108.

8    Там же. Л. 109.

9    Там же. Л. 23-24.

10    Там же. Л. 11.

11    Там же. Л. 51.

12    Там же. Д. 176. Л. 21-22.

13    Там же. Л. 28.

14    Там же. Д. 205. Л. 96.

15    Г.Шнеерсон. Жизнь музыки Шостаковича за рубежом. В сб.: Д.Шостакович. Статьи и материалы. М., 1976. С. 243.

16    ГА РФ. Ф. Р-5283. Оп. 14. Д. 189. Л. 151.