Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

АВТОГРАФ П.И. ЧАЙКОВСКОГО В МУЗЕЕ ИЗАБЕЛЛЫ СТЮАРТ ГАРДНЕР (БОСТОН, США)

Печать PDF

В американских архивах хранится ряд нотных автографов П.И. Чайковского. Наиболее заметны среди них: фортепианная пьеса «Страстное признание» (с 1927 г. находится в музыкальном отделении Библиотеки Конгресса в Вашингтоне) и партитура «Венгерских цыганских напевов» для фортепиано с оркестром - инструментованное Чайковским сочинение немецкой пианистки С. Ментер (в 1968 г. поступила в Библиотеку Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Оба эти произведения были изданы в XX в., в том числе в Полном собрании сочинений Чайковского1. Однако первым «американским» автографом является фрагмент из Струнного секстета ре минор2. В конце января 1892 г. Чайковский сам послал его в США авторам книги «Famous Composers and their Works» («Знаменитые композиторы и их произведения»), которая вышла в свет в том же году в Бостоне. Эта книга содержит биографический очерк о Чайковском, а часть рукописи воспроизведена in facsimile в качестве иллюстрации3. В настоящее время этот манускрипт (для краткости будем называть его «бостонским листком») находится в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stuart Gardner Museum) в Бостоне4.

Американская меценатка, обладательница огромного состояния, Изабелла Стюарт Гарднер (1840-1924) коллекционировала произведения искусства и покровительствовала художникам и артистам. С П.И. Чайковским она знакома не была. Музей был открыт для посетителей в 1903 г. в специально построенном для него четырехэтажном дворце в стиле итальянского ренессанса. Сейчас он насчитывает около 2,5 тыс. экспонатов. Основа коллекции - шедевры итальянского Возрождения: живопись, скульптура, мебель, текстиль, декоративное искусство, редкие книги. В рукописном собрании -более 6000 писем от приблизительно тысячи корреспондентов, включая Т.Элиота, С.Бернар, Г.Адамса; там хранится подлинная рукопись Данте. Музыкальные манускрипты (в том числе автографы Р.Вагнера, Г.Форе, А.Рубинштейна, Ч.Лёфлера и др.) составляют часть постоянной экспозиции.

Автограф Чайковского выставлен в «Желтой комнате» среди других материалов, посвященных музыке. Он представляет собой заполненный с двух сторон нотный лист из рукописной партитуры
 
Струнного секстета и содержит вторую половину скерцо [III части Секстета] в редакции 1890 г. (27 последних тактов трио скерцо, начало репризного раздела и словесную помету о повторе 94 тактов). На лицевой стороне в центре листа имеется литера «G» - убедительное свидетельство того, что данный лист был изъят из автографа партитуры (с 1941 г. она хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве)5. Какова же история «бостонского листка»?

Чайковский завершил сочинение Секстета к концу июля 1890 г. (с. Фроловское, близ Клина). Сначала композитор был очень доволен новым опусом, но сомневался в звучности центральных эпизодов III и IV частей произведения - скерцо и финала6. Авторские сомнения подтвердились после первого исполнения (Петербург, 25 ноября 1890 г.), но прошло более года, прежде чем Петр Ильич присту¬пил к исправлениям вплотную. За несколько дней был переработан ряд эпизодов во всех частях (Париж, 24-27 января 1892 г.)7. Так возникла вторая редакция. Ненужный более лист, на котором был записан первоначальный вариант центрального эпизода скерцо, был изъят из партитуры и 26 января вместе с сопроводительным письмом послан в Америку. Как известно, в апреле - мае 1891 г. Чайковский посетил Соединенные Штаты, где завязал множество знакомств в музыкальных кругах. Можно предположить, что во время поездки он общался с кем-то из авторов готовящегося справочника «Знаменитые композиторы и их произведения».

Эту книгу ограниченным тиражом выпустило издательство «J.B. Millet Company*, специализировавшееся на публикации дорогостоящей иллюстрированной научной и высокохудожественной литературы. Единственный в России экземпляр хранится во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ, Москва). По своему виду - кожаный переплет, мелованная бумага, золотой обрез - это подарочное издание. Согласно инвентарной записи ВГБИЛ, дата поступления книги - 28 сентября 1946 г., источник поступления - Дар американского народа8.
В монументальном двухтомном коллективном труде перед читателем предстает история музыки в лицах за пять столетий: от нидерландских мастеров XVI в. до американской музыки второй половины XIX в. (т. 1 - от О.Лассо до И.Штрауса-сына; т. 2 - от И.Раффа до американской музыки). 74 статьи о более чем ста композиторах сгруппированы по региональному принципу. Каждая статья включает биографические сведения, общую характеристику творчества и анализ произведений, сопровождается портретами композиторов, многочисленными факсимиле фрагментов рукописей, в том числе уникальных (как интересующий нас автограф Чайковского), с подробными отсылками к первоисточникам.

Очерк о Чайковском размещен во втором томе между статьями об А.Рубинштейне и Ф.Листе. Он написан известным американским музыкальным критиком У.Дж. Хендерсоном9. Справочные данные были почерпнуты им из материалов, предоставленных самим композитором и его московским издателем П.И. Юргенсоном, а также из автобиографической записки Чайковского, опубликованной в июльском номере немецкого журнала «Nord und Sud» за 1890 г.10 Факсимиле фрагмента Секстета представляет собой одну страницу альбомной ориентации, и благодаря внушительному формату книги (29,5 х 22 см) воспроизведено фактически в натуральную величину.11 Справа внизу стоит подпись автора «Р. Tschaikowsky». Под нотным текстом напечатан редакционный комментарий: «Факсимиле музыкальной рукописи - страница из Секстета для струнных инструментов, сочиненного Чайковским. В письме от 26 января 1892 г., сопровождавшем сей манускрипт, композитор говорит об этом Секстете, как о своем самом последнем произведении»12. Интересно, что в основном тексте статьи Секстет не упоминается.

Несмотря на то, что «бостонский лист» был частично опубликован еще в 90-е гг. XIX в., он не был известен исследователям творчества Чайковского почти 100 лет. О нем не знали ни А.Б. Гольденвейзер, издавший в 1952 г. все доступные в России материалы по первой редакции, ни Е.А. Ручьевская, помогавшая ему в этой работе13. В 1986 г. была высказана догадка о «существовании еще одного, восстановленного варианта первоначально зачеркнутого текста, лис¬ты с которым пока не обнаружены»14. Впервые (1988) о «бостонском листке» и его факсимильном воспроизведении написала П.Е. Вайд-ман15. В 1998 г. немецкий исследователь Т. Кольхазе опубликовал реконструкцию трио скерцо в редакции 1890 г.16

В заключение отметим, что, послав в Бостон фрагмент партитуры Секстета, Чайковский дважды сотворил благое дело. Во-первых, предоставил авторам «Знаменитых композиторов» эксклюзивный материал, во-вторых, оставил нам, современным музыковедам, бесценный материал первой редакции, причем одно из самых ярких мест - кульминацию скерцо. Что же касается самого Чайковского, то он, как кажется, не придавал «бостонскому листку» какого-либо концептуального значения. Он просто послал составителям книги очередной автограф, что делал регулярно. В «американском дневнике» Петра Ильича подобно рефрену звучит реплика о постоянных просьбах об автографах на память17. Можно догадываться, что в Америке хранится большое количество подобных документов.
 
Примечания

1    См.: Чайковский П.И. Полное собрание сочинений: в 63 т. Т. 53: Сочинения для фортепиано / Ред. и предисл. А.Дроздова. М.; Л., 1949. С. 229-231; т. 59: Обработки произведений других авторов / Том подгот. И.Н. Иордан. М., 1970. С. 179-265.

2    Упомянутые сочинения по времени создания относятся к трем последним годам жизни композитора. Они попали в США различными путями в разное время и разные архивы и, что примечательно, не из России.

3    Famous Composers and their Works: In 2 vols. / Ed. by J.K. Paine, T.Thomas, and K.Klauser. Boston, 1892.

4    Бостон, столица штата Массачусетс, имел богатые музыкальные традиции. Это был первый американский город, в котором прозвучала музыка Чайковского (1875 г., мировая премьера Первого фортепианного концерта, солист Г. фон Бюлов).

5    Чайковский П.И. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, соч. 70. Автограф партитуры. ГЦММК. Ф. 88. № 105.

6    См.: Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XV-б / Том подгот. К.Ю. Давыдовой и Г.К. Лабутиной. М.,1977. С.228-229.

7    Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVI-б / Том подгот. Е.В. Котоминым, С.С. Котоминой и Н.Н. Синьковской. М., 1979. С. 22.

8    В 1945 г. в США был создан комитет для сбора и передачи в СССР книг англоязычных классиков. Комитетом, в состав которого входили А.Эйнштейн, Т.Манн, Дж.Херси и др., руководил издатель Б.Серф. Комитет поставил целью собрать 1 млн томов книг. В основном это была художественная литература XIX - начала XX в. (Из доклада зав. Отделом редкостей ВГБИЛ К.А. Дмитриевой «Исторические коллекции ВГБИЛ в контексте современного развития библиотеки» на научно-практическом семинаре «Музейные библиотеки в современном обществе», 18 апреля 2006 г., Кремль, Москва).

9    Henderson WJ. Peter Ilitsch Tschaikowsky // Famous Composers and their Works. Vol. 2. P. 803-810.

10    Автобиография была составлена Чайковским в 1889 г. Ее публикацию в переводе с немецкого А.Н. Познанского см. в кн.: П.И. Чай-
ковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2 / Сост. П.Е. Вайдман,
Г.И. Белонович. М., 2003. С. 302-311.

11    Манускрипт написан черными и красными чернилами и карандашом. См.: Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского / Ред.-сост. П.Е. Вайдман, Л.З. Корабельникова, В.В. Рубцова. М., 2003. С. 499.
 
12    Henderson W.J. Peter Ilitsch Tschaikowsky. P. 807.

13    См.: Чайковский П.И. Секстет «Воспоминание о Флоренции», ор. 70 // Полное собрание сочинений / Общ. ред. Б.В. Асафьева. Т. 32 (Б). Том подгот. А.Гольденвейзером. М.; Л., 1952. С. 3-4.

14    Васильев Ю.В. Становление художественного текста в творчестве П.И. Чайковского (на материале рукописей произведений 90-х гг.). Дис. ... канд. искусствоведения / Ленингр. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1986. С. 173, сн. 2.

15    Вайдман П.Е. Творческий архив П.И. Чайковского. М., 1988. С. 19-20.

16    Kohlhase Th. «Paris vaut bien une messe!» Bisher unbekannte Briefe, Notenautographe und andere Cajkovskij-Funde // Cajkovskij-Studien. Bd. 3 / Hrsg. von L.Korabel'nikova, V.Rubcova, P.Vaidman, und Th.Kohlhase; Red. Th.Kohlhase. Mainz, 1998. S. 163-298. Т.Кольхазе - один из учредителей Общества Чайковского (Тюбинген), член редколлегии Нового полного собрания сочинений Чайковского.

17    См.: Чайковский П.И. Дневники. 1873-1891. М.; Пг., 1923. С. 263- 294.