«…РАБОТАЯ НА НАЧАЛАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ». ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ», ПРЕОБРАЗОВАННОЙ В СЕЛЬХОЗАРТЕЛЬ «ДОБРЫНИХА». 1918-1927 гг.
| 21 Марта 2011
Первое десятилетие нового века – повод еще раз задуматься о трагических революционных событиях, столетние юбилеи которых следуют, с небольшими интервалами, один за другим. По-прежнему остаются актуальными вопросы расширения источниковедческой базы отечественной истории, включения в научный оборот по возможности широкого круга архивных материалов по данной проблематике.
В этой связи значительный интерес приобретает публикация архивных документов, отражающих переходные экономические, культурные, религиозные отношения, просуществовавшие значительный промежуток времени на сломе социальных эпох.
Одной из таких переходных форм общественной и экономической жизни в российской истории 1920-х гг. были «сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы». По определению О.Ю. Редькиной, «сельскохозяйственный религиозный трудовой коллектив – религиозно-производственная организация, имевшая статус сельскохозяйственного колхоза (кооператива), подконтрольного органам Народного комиссариата земледелия, целью которого было доказательство совместимости религиозного хозяйственного уклада с социалистическим строительством» (1). Стремясь сохранить монастырский уклад в условиях богоборческого государства, монастырские общины вынужденно принимали организационные формы, внешне не противоречившие новой коммунистической фразеологии.
Трудовая артель «Добрыниха» - до октября 1917 г. женская община во имя Божией Матери «Отрада и Утешение», учрежденная графиней М.В. Орловой-Давыдовой (в монашестве – Магдалина, 1840–после 1924) в своем родовом имении в селе Щеглятьево Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии, просуществовала до 1927 года (2).
Послереволюционный период истории женской общины во имя Божией Матери «Отрада и Утешение» стал предметом исследования домодедовских краеведов. В научный оборот были введены многие источники, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской Федерации (фонды Народного комиссариата юстиции РСФСР, Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР), Центрального государственного архива Московской области (фонды Московского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его земельного отдела, исполнительного комитета Серпуховского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его земельного отдела). Пристальное внимание краеведами уделялось трагическим обстоятельствам, связанным с закрытием в 1927 г. и развалом в последующие годы отлично налаженного общинного хозяйства.
Преуспев в разрушении экономики, новая власть так и не смогла заменить религиозные чувства новыми утопическими идеалами, решительно отвергающими православную веру. Женская община во имя Божией Матери «Отрада и Утешение» прекратила свое существование. В настоящее время церковная жизнь в бывшем монастыре возродилась в виде приходской общины.
Публикуемый архивный документ «Правила внутреннего распорядка в сельскохозяйственной трудовой артели «Добрыниха» уникален в силу того, что имея официальный характер и адресата, по сути представляет собой устав общины, подробно описывая внутреннее устройство и жизнь обители в первое десятилетие Советской власти. Документ сохранился в составе делопроизводства земельного отдела уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Лопасненского уезда Московской губернии (Фонд 37 Чеховского муниципального архива Московской области) и относится к периоду наивысшего расцвета трудовой артели «Добрыниха» (3).
Документ публикуются с сохранением стиля, орфографические и синтаксические ошибки исправлены. Данная публикация стала возможной благодаря кропотливому труду чеховских архивистов и их руководителя О.Э. Кондратьевой, а также архивистов Центрального государственного архива Московской области Ю.Н. Герасимовой и Н.В. Кругловой.
№ 1
Правила внутреннего распорядка
в сел[ьско]хоз[яйственной] трудовой артели «Добрыниха»
19 июля 1926 г. (4)
Сел[ьско]хоз[яйственная] артель «Добрыниха» представляет в полном смысле трудовую общину, работа[я] на началах самоуправления. Состоит из 107 трудоспособных членов, из которых каждый исполняет работу, назначенную ему советом артели, применительно к его способностям и силам. Всеми делами вершит общее собрание (10 протоколов за 1925 год); текущей жизнью руководит избранный им совет из 5 лиц (протоколов 26 за год). Ревизионная комиссия работает непрерывно. Во главе отдельных отраслей х[озяйст]ва: садоводства, огородничества, пчеловодства, подсобных мастерских: чулочно-вязальной, ткацкой, портняжной, башмачной стоят как самостоятельные руководительницы отдельные члены – спецы, подчиненные совету. Из членов до 60 чел[овек] заняты на постоянных работах: в племенном рассаднике скотоводства, свиноводства, на пасеке, на огороде, в плодовом саду, по уходу за кроликами, за курами, в кладовой, на кухне, в хлебной, на сторожевой службе. К постоянным относятся также члены совета, из которых: казначея заведует также и мастерскими, из членов одна заведует полеводством, секретарь ведет отчетность и счетоводство, председатель ведает всеми отраслями х[озяйст]ва. Остальные члены артели заняты на сел[ьско]хоз[яйственных] работах и по мелиорации земли, а осень и зиму в подсобных мастерских.
1. Все члены получают в артели помещение, стол, спецодежду, баню, освещение, отопление. Размещаются в больших комнатах от 4 до 5 чел[овек], в малых от 1 до 2 ч[еловек].
2. Все помещения, а также общие коридоры должны содержаться в чистоте. Уборка производится живущими поочередно, а в общих помещениях - специально назначенными членами.
3. Обувь, т[о] е[сть] сапоги и валенки, и теплая одежда, т[о] е[сть] пальто и тулупы, выдаются членам артели по мере в них надобности при исполнении работы, занятые на специальных работах: как то на скотном, в свинарне, на пасеке, в саду и т[ому] п[одобное], получают спецодежду: сапоги, халаты, фартуки. Каждый член при вступлении в артель, если не имеет своей мебели, получает койку, стол и табурет, которые при выходе может сохранить за собой, если работает в артели не менее 10 лет. В случае выхода раньше этого срока, он должен возвратить артели выданные ему вещи.
4. Все члены артели пользуются общим столом: обед из 2-х блюд и ужин 1 блюдо. При раздаче на руки некоторых продуктов, как то: молока, хлеба и т[ому] п[одобное] в общем соблюдается между членами равномерность, за исключением выходящих из ряда тяжелых работ, как то: пахоты, корчевки, косьбы и т[ому] п[одобное], исполняющие каковую получают двойную порцию, а также скотницы и свинарницы. Подобным образом распределяется и шерсть, получаемая от своих овец. Мед и яблоки при раздаче распределяются равномерно между членами, кроме пчельниц и садовниц, получающих вдвое.
5. В случае болезни кого-либо из членов, приезда гостей и т[ому] п[одобное], члены артели могут получать пищу к себе в комнату. При заболевании призывается фельдшерица, и в случае нужды принимаются меры и дается возможность для лечения.
6. Время обеда устанавливается нарядчицей пред началом каждого рабочего сезона. За 20 м[инут] до начала времени еды звонят в колокол к сбору в столовую. Время выхода на работу и возвращения с работы также устанавливается советом на каждый сезон отдельно. Первый звонок дается утром за ½ ч[аса] до выхода на работу. Для окончания работы также дается звонок.
7. Гости членов артели столуются за свой личный счет; помещаться могут на время приезда на (5) гостинице. Члены должны по возможности оповещать совет о приезде гостей заранее.
8. Каждый член артели в течение года может пользоваться отпуском на один месяц. Время отпусков устанавливается председателем совета совместно с нарядчицей, причем член обязан взять билет на отпуск. Случайные отлучки члена на 1 или несколько дней допускаются каждый раз с разрешения нарядчицы.
9. Если члены (6) требует лошадь для своих личных надобностей, она может представляться с согласия председателя. Если все лошади заняты в хоз[яйст]ве, требовать лошадь для своих личных надобностей член артели не (7) имеет права.
10. Члены артели, недовольные на квартиру, стол, несправедливую выдачу одежды и проч[ее], должны заявлять о своем недовольстве в письменном виде в ревизионную комиссию.
При выходе из артели члены должны подать письменное заявление о том в совет артели.
Председатель совета подпись Афиногенова (8)
Члены: подписи
Мейер (9), А.Смирнова (10)
Секретарь: подпись Сергеева (11)
Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3.Л. 121–122.
Примечания
1 Редькина О.Ю. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-м–1930-е годы: на материалах Европейской части РСФСР. Волгоград, 2004. С. 8.
2 Чулков Н.А. Сказание о земле Домодедовской. Очерки краеведа. Домодедово, 2002. С. 193–194.
3 В соответствии с современным административным делением эта территория относится к Угрюмовскому административному округу городского округа Домодедово Московской области. Угрюмовский сельский совет в разные периоды своего существования входил в состав Лопасненского района (1929–1954), Чеховского района (1954–1959), Подольского района (1959–1963), Ленинского укрупненного сельского района (1963–1965), Подольского района (1965–1969), Домодедовского района (с 1969) Московской области. Справочник по административно-территориальному делению Московской области. М., 2011. С. 863.
4 Датируется по сопроводительному письму сельскохозяйственной трудовой артели «Добрыниха» от 19 июля 1926 г. № 70. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп.2. Д. 3. Л. 120.
5 Так в документе.
6 Зачеркнута буква «ы».
7 Слово «не» написано дважды.
8 Афиногенова Ксения Ефимовна, в 1925 году – 44 года, из крестьян деревни Ваулово Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии, в общине с 1900 года, председатель артели. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81.
9 Мейер Раиса Михайловна (монахиня Рафаила), в 1925 году – 58 лет, из семьи священника города Кунгура Пермской губернии, до Октябрьской революции работала некоторое время учительницей, в общине с 1908 года, казначея и заведующая мастерской. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81. Была пострижена в монашество 8 февраля 1916 г. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.
10 Смирнова Анна Григорьевна (монахиня Афанасия, благочинная), в 1925 году – 64 года, из крестьян деревни Агарино Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии, в общине с 1898 года, член совета и заведующая полеводством. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81. Была пострижена в монашество 8 марта 1910 г. ЦИАМ. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.
11 Сергеева Юлия Сергеевна, в 1925 году – 50 лет, дочь землемера из Москвы, в общине с 1916 года, конторщица, секретарь артели. Архивный отдел – районный архив администрации Чеховского муниципального района Московской области. Ф. 37. Оп. 2. Д. 3. Л. 80 об., 81.
«... WORKING ON THE PRINCIPLE OF SELF-GOVERNMENT»
Аннотация / Annotation
Авторы публикуют ранее не известный исследователям документ из фондов муниципального архива Чеховского муниципального района Московской области по истории одного из первых в истории советской России сельскохозяйственного религиозного трудового коллектива, существовавшего в 1918-1927 гг. в селе Добрыниха Лопасненской волости Серпуховского уезда Московской губернии, созданного женской общиной во имя Божией Матери «Отрада и Утешение».
The authors publish to researchers the early unknown document about the history of agricultural religious employees community, taking information from the municipal archive fund of Chehovskii metropolitan region of Moscow region. The community was one of the first in the aftersovient russian history, existing from 1918 till 1927 years in the Dobriniha village of Lopasnenskoi volost in Serpuhovskii district of Moscow province and setting up by female community «Delight and consolation» in the name of God´s Mother.
Ключевые слова / Keywords
«Добрыниха», женская община «Отрада и Утешение», Московская область, архив Чеховского муниципального района, сельскохозяйственный религиозный трудовой коллектив. «Dobriniha», female community «Delight and consolation», Moscow region, Chehovskii metropolitan region archive, agricultural religious employees community.
Александр Васильев, протоиерей, благочинный городского округа Домодедово Московской области, город Домодедово Московской области;
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, тел. 8-496-79-311-57;
Aleksandr Vasiliev, archpriest, rural dean of urban district Domodedovo of Moscow region, Domodedovo town of Moscow region,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
8-496-79-31-57
Ромашин Игорь Евгеньевич
первый заместитель начальника Главного архивного управления Московской области, кандидат исторических наук, город Москва;
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, 8-495-318-03-64;
Romaschin I.E., the 1st deputy chief of Main archive Department of Moscow region, candidate of historical science, Moscow sity,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
8-495-318-03-64
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.