| 11 Августа 2011
Среди фондов личного присхождения, хранящихся в отделе письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ), большое место занимают архивы музейных и архивных деятелей. В первую очередь это, конечно, архивы бывших сотрудников ГИМ, начиная со стоявших у его истоков директоров музея: А.С. Уварова, И.Е. Забелина, Н.С. Щербатова, сотрудников: нумизмата А.В. Орешникова, археолога В.А. Городцова, библиотекаря А.И. Станкевича и кончая современными музейными деятелями - А.Б. Закс, М.М. Постниковой-Лосевой, A.M. Разгона, Н.А. Ашариной и другими. В ОПИ ГИМ сохранилось также некоторое количество архивов сотрудников других музеев: И.А. Тихомирова (Ярославль), М.И. Смирнова (Переславль-Залесский), В.И. Смирнова (Кострома) и других. За 1980 2000 гг. в ОПИ ГИМ прошло научно-техническую обработку и поступило в научный оборот большое число таких архивов. Их обзоры публиковались в Трудах ГИМ, Археографическом Ежегоднике и других изданиях.
Личный архив одного из старейших сотрудников ГИМ Ивана Мемноновича Тарабрина (1876-1942) поступал в музей частями, с 1935 по 1986 г. При поступлении фонд получил № 203. Обработан он был в 1986 г. и постоянно используется исследователями, работающими в ОПИ ГИМ. После обработки объем фонда составил 513 единиц хранения. Крайние даты документов личного происхождения 1840-1958 гг. Архив Тарабрина сохранился довольно полно. Он содержит следующие разделы: личные документы, материалы о служебной и общественной деятельности, материалы о работе в научных обществах и комиссиях, творческие и подготовительные к ним материалы, документы об образовании, семейная и служебная переписка, материалы имущественного и бытового характера, материалы членов семьи и других родственников, изобразительные материалы, коллекция.
И.М. Тарабрин родился 21 мая 1876 г. в Москве в семье свободного художника. В 1886-1895 гг. учился в московской 5-й классической гимназии, которую закончил с золотой медалью. Среди материалов этого периода сохранились учебные программы гимназического курса по различным предметам, журналы успеваемости, ученические дневники и тетради, списки учеников, ведомости об успехах и поведении, записные книжки, записки от товарищей по гимназии и проч.
В 1895-1899 гг. он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1898 г., будучи студентом 3-го курса, начал заниматься на кафедре русского языка и словесности историей древнерусской литературы под руководством профессора М.И. Соколова. Среди материалов архива сохранились программы, расписания и конспекты лекций, правила, а также рефераты, сочинения, конспекты по древнерусской литературе, выполненные И.М. Тарабриным в 1895-1901 гг. Некоторые из них посвящены исследованию творчества драматурга и писателя второй половины XVII века С. Полоцкого. В 1899 г. И.М. Тарабрин защитил дипломную работу по теме «Легенды в обработке С. Полоцкого». Этой же теме посвящены доклады «Новые данные о Симеоне Полоцком», «Апокрифический элемент в «Вертограде» С. Полоцкого», прочитанные им в Славянской комиссии Московского Археологического общества (МАО) и опубликованные в его трудах. Там же в 1906 г. был прочитан доклад «Научные заветы Матвея Ивановича Соколова», посвященный памяти профессора. Сохранились также отчеты о его занятиях в 1900-1902 гг. «для приготовления к профессорскому званию по кафедре истории словесности и языка» и прошение о допущении к экзаменам для защиты на степень магистра.
В 1958 г. Е.И. Тарабрина передала в музей часть научного архива мужа. Среди документов большой интерес представляет фотография преподавателей и студентов историко-филологического факультета МГУ (конец XIX в.).
Еще в период учебы в МГУ И.М. Тарабрин увлекся архивной работой. В 1900-1902 гг. исследовал и копировал документы Архива Министерства иностранных дел.
Материалы о служебной деятельности И.М. Тарабрина в основном связаны со службой в Российском Историческом музее (РИМ), где он проработал более 30 лет, начав ее еще при жизни директора музея И.Е. Забелина помощником библиотекаря (1902-1905). В 1905-1920 гг. И.М. Тарабрин был ученым секретарем музея. За этот период сохранились распоряжения правления музея, заявления и служебные записки сотрудников, выписки из протоколов собраний музея, планово-отчетная документация, сведения о структуре и штатах музея, служебная переписка и др. Как вспоминает в своих библиографических записках И.М. Тарабрин, по его инициативе при отделе Ученого Секретариата музея был организован особый подотдел по учету музееведческих материалов, преобразованный позже в специальный отдел теоретического музееведения РИМ, работавший впоследствии под руководством Г.Л. Малицкого. В этот период И.М. Тарабрин участвовал в редактировании и составлении некоторых печатных отчетов РИМ за 1905-1920 гг., в том числе Летописи музея с 1872 до 1908 г., напечатанной в Юбилейном отчете о деятельности музея за первые 25 лет его существования. В 1912 г. он был секретарем на Предварительном музейном съезде, который проходил в Москве в Историческом музее.
После смерти директора музея И.Е. Забелина в 1909 г. И.М. Тарабрин участвовал в приеме его библиотеки и научного архива. В архиве И.М. Тарабрина сохранились сведения о количестве принятых связок, сундуков, папок. Имеются документы о работах в 1913-1929 гг. по инвентаризации и описанию материалов, систематизации переписки И.Е. Забелина. Вместе с дочерью ученого М.И. Забелиной он вел работу по подготовке к переизданию некоторых известных трудов И.Е. Забелина, редактировал их. Сохранились выписки, заметки, подготовительные материалы, черновик вступительной статьи И.М. Тарабрина, а также его переписка с М.И. Забелиной за 1912-1915 г. Участвовал он и в подготовке к печати последней работы И.Е. Забелина 2-го тома «Истории города Москвы».
В 1915 г. М.И. Забелина переписала набело и передала И.М. Тарабрину для научного редактирования несколько фрагментов этой работы. Один из них - рукопись И.Е. Забелина «Посад» - сохранился в архиве И.М. Тарабрина. Публикация этой работы была прервана революционными событиями и смертью М.И. Забелиной в 1920 г. В 1920-е гг. в РИМ неоднократно проходили заседания общества «Старая Москва», на которых вспоминали научные заслуги И.Е. Забелина. 17 января 1929 г. прошло торжественное заседание общества, посвященное памяти И.Е. Забелина, в связи 20-летием его кончины. Протокол этого заседания хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. В личном архиве И.М. Тарабрина сохранилась программа заседания и рукопись доклада Тарабрина «Работы И.Е. Забелина по истории Москвы»1.
И.М. Тарабрин, знакомясь с творчеством ученого, составлял указатель его работ. Кроме того, сохранился список работ И.Е. Забелина, подготовленный библиотекарем музея К.С. Кузьминским с уточнениями, правками И.М. Тарабрина, его дополнением к этому списку (1916) и: библиографической картотекой о творчестве ученого (1920-е гг.). Здесь же хранятся гранки работы Н.Н. Кононова «Каталог книг библиотеки И.Е. Забелина» (от А до 3) с правкой и письменным заключением И.М. Тарабрина (1922).
Творческие материалы архива И.М. Тарабрина содержат подробные сведения о его научной работе. На протяжении многих лет он продолжал начатое еще в университете изучение истории русской литературы. Большая многолетняя исследовательская работа проведена им по изучению голландской лицевой Библии Пискатора, в результате которой в музейных собраниях и архивах было выявлено более 50 экземпляров этой редкой книги. Ей посвящены многочисленные выписки, библиографические заметки, доклады, прочитанные на заседаниях Комиссии по научному изданию Славянской Библии: «О составителях вирш в Лицевой Библии Пискатора» (1907), «Хронограф и Библия Пискатора» (1911), «Библия Пискатора в истории русской письменности и искусства» (1914). Доклады, статьи, подготовительные материалы посвящены творчеству различных деятелей XVII-XIX вв.: писателю Кариону Истомину, литератору Стефану Вонифатьеву, петербургскому книготорговцу и издателю 1830-1840-х гг. А.Ф. Фарикову. Сохранились черновые записи исследования письма А.С. Пушкина К.А. Полевому за 11 мая 1836 г. и др.
Дальнейшая судьба И.М. Тарабрина на долгие годы была связана с Архивом историко-бытовых материалов РИМ (с 1938 г. - Отдел письменных источников), где он проработал с 1920 по 1937 г. Этот отдел музея возник в 1912 г., штат состоял всего из нескольких человек. После того как во время Первой мировой войны половина хранителей и библиотекарей РИМ ушли на фронт или погибли (из 18 человек осталось 9), И.М. Тарабрина назначили заведующим Архивом (вместо умершего в апреле 1920 г. первого заведующего Архивом Н.Н. Кононова). В дальнейшем, после объединения Архива и отдела рукописей в отдел письменности, И.М. Тарабрин продолжал возглавлять отделение (сектор) Архива до 1931 г., а в качестве научного сотрудника Архива работал до 1937 г. Работа Архива при И.М. Тарабрине была многоплановой: расстановка и систематизация поступивших коллекций, библиотек, архивов, их описание и каталогизация, организация выставок и чтение докладов, прием исследователей в читальном зале архива, выработка терминологии архивного дела применительно к отделу музея и др. Сохранились протоколы заседаний, планово-отчетная документация Архива за 1912-1937 гг., записи о поступлении архивных материалов, трудовые договора с сотрудниками, оформленными на временную работу в Архив РИМ; мандаты, справки, служебные записки, переписка за 1907-1932 гг., фото сотрудников Архива (1925) и др.
Имеются сведения об участии Архива в некоторых выставках и создании экспозиций музея. Например, в 1923 г. в музее шла подготовка выставки автографов русских деятелей XV-XIX bb., хранящихся в отделах Архива и рукописей музея. Выставка была приурочена к 40-летию РИМ. В комиссию по ее устройству входили академики М.М. Богословский, М.Н. Сперанский, нумизмат А.В. Орешников и другие. Было отобрано более 400 автографов, систематизированных по роду деятельности (государственные, общественные, политические, деятели науки, литературы, искусства и т.д.). В архиве имеются протоколы заседания комиссии, доклад И.М. Тарабрина об устройстве выставки, списки автографов деятелей науки и культуры из собрания РИМ и др. И.М. Тарабрин считал, что выставка послужит основанием для создания специального печатного свода автографов. Сохранился также составленный им «Проект библиографической картотеки русских деятелей», представленный в 1923 г. на обсуждение Русского библиографического общества и библиографической комиссии Государственного педагогического института. Последний проект этой картотеки в виде плаката был экспонирован на выставке I краеведческой конференции.
В 1920-е г. в Архиве также велась работа по составлению словаря памятников материальной культуры России XV-XVII вв. (сохранились многочисленные черновые выписки по этой работе). Сотрудники Архива проводили типовую классификацию и изучали способы хранения и историю таких древних памятников, как грамоты, столбцы.
В Архиве сохранились неопубликованные рукописи И.М. Тарабрина, посвященные изучению памятников музея: «Меморативные памятники ГИМ» (1920-е гг.), «К вопросу о редких книгах и редких экземплярах книг» (1924).
Летом 1918 г. Ученый Совет ГИМ приступил к составлению Положения и Устава музея, образовав для этого особую комиссию из работников музея, куда вошел и И.М. Тарабрин. В 1918 г. он стал членом-учредителем Общества друзей Исторического музея. В 1920-е гг. привлекался к участию в работе Комиссии по выработке форм обмундирования Красной Армии Следующий блок документов связан с работой И.М. Тарабрина в ряде научных обществ и комиссий. Еще в 1902 г. он стал член-корреспондентом Московского Археологического общества (с 1904 г. - его действительным членом). Являлся секретарем Славянской комиссии общества, участвовал в составлении и издании археологического словаря и библиографического словаря членов МАО за 1901-1926 гг. (сохранились протоколы заседаний, переписка, приглашения на заседания, материалы по составлению словаря и др.).
В 1908 г. был избран в члены Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности Отделения русского языка и словесности Академии наук. В 1916 г. стал членом комиссии по научному изданию Славянской Библии. В архиве сохранились доклады, посвященные «Хронографу», Лицевой Библии и Библии Пискатора, протоколы заседаний, отчеты, переписка с академиком В.М. Истриным (1921-1929) и др.
В 1920-1930-е гг. он принимал живейшее участие в работе Московского Коммунального музея. С 1921 г. был председателем Архивно-библиотечной комиссии музея, с 1926 г. - членом Совета музея. По поручению музея обследовал архивы Москвы для работы по истории домовладений города. Составил проект особого каталога карт-формуляров домовладений столицы. Сохранились рукописи докладов, прочитанных им на заседаниях комиссии музея в 1925-1929 гг.: «О планировании Сухаревской и Моховой площадей в начале XIX в.», «Деятельность Архивно-библиотечной комиссии за 5 лет», «О материалах архива Крестовских башен (с 1779 по 1814 гг.)», «Опыт заполнения анкеты по владениям г. Москвы в районе Университета», «О малоизвестном описании Москвы XVIII в., составленном Фадеем Охтенским», «О старинном плане Москвы, полученном из МОЗО», «К вопросу о структуре архива Московского Коммунального музея», «Владения г. Москвы в районе I МГУ», «Московское городское хозяйство по материалам М.Д. Хмырева» и др. Кроме того, в этот период он изучал архивные материалы, переданные в Московский Коммунальный музей из архива Управления водопроводного отделения Московского Коммунального хозяйства (МКХ), касающиеся истории московского водопровода (конец XVIII - начало XIX вв.) 2
В 1926 г. И.М. Тарабрин стал членом Совета Общества Московской области (впоследствии Московского бюро) краеведения. Вел работу по учету и описанию фабрично-заводских архивов Москвы и Московской области.
В 1933 г. наряду с другими учеными, музейными деятелями И.М. Тарабрин привлекался к работе комиссии по строительству Московского метрополитена. В процессе этой работы он изучил и переработал огромный архивный материал, рассеянный в фондах московских архивов. Сохранились многочисленные выписки, планы, схемы, чертежи улиц Москвы из различных архивов. Результаты исследований были частично опубликованы в «Известиях ГАИМК» за 1936 г.: «Застройка по трассе метро от ул. Фрунзе до Кропоткинских ворот с XIV по XX в.», «Застройка по трассе метро от ул. Горького до ул. Фрунзе с XV по XX вв.», «История застройки и заселения от ул. Горького до Манежа с XV по XX в.». Некоторые статьи сохранились в его черновиках и не были опубликованы: «О профилях Москвы из Военно-исторического архива», «Малоизвестные планы Москвы конца XVIII в.» и др. Сохранилась фотография историков и археологов, участвовавших в 1930-е г. в раскопках во время строительства московского метрополитена.
Помимо документов самого И.М. Тарабрина, в личном архиве отложились материалы членов семьи - жены Е.Н. Тарабриной (урожденной Рудневой), отца М.И. Тарабрина, матери Н.А.Тарабриной (урожденной Варламовой), деда A.M. Варламова и других родственников, а также семейная переписка и хозяйственные документы.
Большое место в архиве И.М. Тарабрина занимают материалы коллекции. Это указы и манифесты императоров и императриц - Анны Иоанновны, Екатерины II, Павла I, Александра I (печатные и рукописные копии), материалы по истории Дома Романовых, документы периода Октябрьской революции. Подборка материалов периодической печати: газеты, журналы брошюры; справочники, уставы, правила, анкеты обществ, комиссий; документы благотворительных обществ; каталоги, рекламные проспекты журналов; программы спектаклей разных театров, выставок; рекламные проспекты, каталоги, прейскуранты магазинов, фирм.
Архив И.М. Тарабрина представляет большой интерес для изучения истории не только Российского Исторического музея, но и образования, науки и культуры в целом.
Примечания
1 Доклад И.М. Тарабрина был опубликован в работе: И.Е. Забелин. История города Москвы. Неизданные труды. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004.
2 В ОПИ ГИМ материалы о деятельности Московского Коммунального музея хранятся также в архивах П.Н. Миллера (Ф. 134), М.И. Александровского (Ф. 465), Музея «Старая Москва» (Ф. 402).