| 16 Октября 2012
Изучая еврейский вопрос в западных губерниях Российской империи в 1860–1870-е гг., невозможно не заметить его связи с вопросом польским. Особенно это заметно, если рассматривать проблему в ее региональном измерении. В тот период в западных регионах Российской империи разгорается борьба между русским и польским национальными проектами. Для любого национального движения одним из ключевых является представление об «идеальном Отечестве» – территории, воспринимаемой как своя, «исконная» земля, территория на которой должно быть создано национальное государство. Однако в представлении людей одни и те же территории могут входить в состав разных «идеальных отечеств». Так, в представлении польских националистов XIX в. таковым являлась Речь Посполитая в границах до первого раздела, в то время как русские националисты считали Западный край исконно русским. В зависимости от того, находился ли тот или иной регион в зоне русско-польского культурного фронтира, менялись модели отношения к евреям со стороны общества и властей, которые, в конечном счете, оказывали решающее влияние на специфику социально-правового статуса евреев в регионах империи. Исследуя данную проблему, мы выделили пять региональных моделей: во-первых, это этнически польские земли в составе империи – Царство польское; во вторых - два региона, находящихся в зоне русско-польского культурного фронтира – Юго-западный и Северо-западный край; и, наконец, два региона, находящихся вне зоны русско-польского фронтира – Новороссия и Малороссия (левобережная Украина).
Царство Польское – регион, рассматриваемый как часть «идеального Отечества» поляками, но не рассматриваемый в качестве такового русскими националистами. Здесь у русского проекта аккультурации евреев был успешный польский конкурент. После польского восстания многие в России видели в евреях ЦП потенциальных союзников (хотя и «не надежных»). Однако никаких исключительных мер по русификации евреев ЦП власти, несмотря на призывы некоторых представителей российской общественности и опасения самих поляков, не проводили. В сравнении с губерниями черты оседлости в данном регионе процессы аккультурации и полонизации еврейского населения проходили значительно быстрее. Уже с середины XIX в. польское общество делает ставку на «поляков Моисеева Закона», далее терпимость к евреям в течение некоторого времени возрастает. Впрочем, к концу 1870-х гг. возвращаются антисемитские настроения, направленные теперь не только против «традиционного» еврейства, но и против ассимилированной его части.
Северо-Западный край – субрегион Западного края, находящийся в зоне русско-польского фронтира. Культурное влияние поляков на этот регион было особенно заметным. В отдельных губерниях края славянское православное население составляло меньшинство. В польском влиянии на регион русские националисты видели реальную угрозу. Поэтому именно здесь наиболее активно проводится политика русификации, основанная на принципах этнокультурного национализма. Этот курс проводился непоследовательно, и, как правило, многое зависело от степени вовлеченности в националистический дискурс того или иного генерал-губернатора. Опыт показал, что опасения относительно ополячивания евреев этого региона были неоправданны (о чем не без сожаления и упрека писали и поляки, проживающие в регионе).
Юго-Западный край – часть Западного края, рассматриваемая в качестве «идеального Отечества» как поляками, так и русскими. Однако, в отличие от Северо-запада, большую часть населения во всех губерниях края составляли православные славяне (украинцы), соответственно, острой необходимости в том, чтобы заручиться поддержкой или ассимилировать евреев у русских националистов не было. Польское влияние ощущалось здесь намного слабее, что отразилось в малой степени поддержки январского восстания 1863 г., однако миф о польско-еврейском заговоре и эксплуатации местного населения получил наибольшее распространение именно в данном регионе.
Новороссия и Малороссия (левобережная Украина) – регионы, находящиеся вне зоны русско-польского фронтира. Процессы аккультурации евреев в русскую культуру здесь зашли дальше, чем в Западном крае и тем более, чем в Царстве Польском. Мифы о польской угрозе, или польско-еврейском заговоре не столь характерны для данных регионов. В отличие от Малороссии, в Новороссии имелось весьма многочисленное еврейское население, а Одесса, крупнейший город региона, стала центром еврейского просвещения и печати.
(В основе статьи – научное сообщение аспиранта РГГУ Малахова Вадима Александровича на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)