ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ АВТОНОМНОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КОЛОНИИ «КУЗБАСС». ПО ДОКУМЕНТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| 13 Марта 2012
После победы Октябрьской революции и окончания Гражданской войны в России во многих странах капиталистического мира началось движение народных масс, направленное на оказание помощи молодой советской республике в восстановлении ее экономики. Тогда же в Совет Труда и Обороны (СТО) поступило немало писем с предложением различных проектов от ряда прогрессивных организаций и отдельных граждан из Германии, США, Голландии, Бельгии, Чехословакии и других стран.
В 1921-1922 гг. в г. Щегловске была организована Автономная индустриальная колония «Кузбасс» (АИК «Кузбасс»). История ее имеет солидную источниковую базу – комплекс документов Щегловского (Кемеровского) горрайкома ВКП (б) за 1923-1927 гг. Это протоколы заседаний президиумов, бюро, пленумов, партийных активов, собраний и конференций партийной организации г. Щегловска (Кемеровского района) в Государственном архиве Кемеровской области (ГАКО. Ф. П-15). Основными источниками являются документы АИК «Кузбасс» и ее представительств, хранящиеся в ГАКО (Ф. Р-80, 81, 83, 84, 85, 468).
Фонд Р-80 (Автономная индустриальная колония «Кузбасс» Совета Труда и Обороны СССР) поступил на государственное хранение в Государственный архив Кемеровской области в 1944 г. из Новосибирского областного государственного архива (ГАКО был создан в 1943 г. с образованием в январе этого года Кемеровской области). В 1950 г. фонд был подвергнут экспертизе и научно-технической обработке, несколько раз проводилась проверка наличия фонда, производилась реставрация. В настоящее время фонд Р-80 включает 3 описи (опись № 1- документальные материалы, опись № 2 – личные дела колонистов, опись № 3 – письма, воспоминания, заметки и т.д.). Всего в этом фонде значится 1 114 единиц хранения. В описи № 1 сосредоточены документы двух групп источников: организационно-распорядительные (протоколы, постановления, резолюции, решения, распоряжения и др.) и информационно-справочные (отчеты, справки, доклады, обращения и др.). В ней содержатся документальные материалы, характеризующие состояние промышленности Кузбасса в 1922-1927 гг. (в основном Кемеровского рудника и коксохимзавода).
В документах фонда имеются постановления Совета Труда и Обороны, Совнаркома, приказы, доклады и докладные записки о деятельности АИК «Кузбасс», протоколы технических совещаний местной рабочей и конфликтной комиссий, производственные отчеты и сведения о добыче, производстве и сбыте продукции, движении рабочей силы, материалы обследования каменноугольных копий и химических предприятий. Здесь же довольно полно представлена еще одна группа источников – переписка с СТО, Сибревкомом, Уралметом, Союзом горнорабочих, представительствами АИК как в городах страны, так и за рубежом, предприятиями по финансовым вопросам, обеспечении кадрами, закупке оборудования, строительстве предприятий. В фонде полно представлены и другие материалы: приказы по АИК, лицевые счета, извещения о несчастных случаях, по личному составу.
Дела, особенно в описи № 1, систематизированы по структурному принципу по отделам АИК «Кузбасс»: отдел управления делами, производственно-технический отдел, планово-статистический отдел, горный и коммерческий отделы. Заголовки дел, содержащие постановления, приказы, протоколы, переписку достаточно полно и подробно раскрывают содержания имеющихся в них документов, в описи однородные документы названы полностью.
356 дел описи № 2 полностью содержат личные дела рабочих и служащих АИК «Кузбасс».
Особый интерес представляет опись № 3 фонда Р-80 из двадцати пяти дел описи, первые восемнадцать – это письма, воспоминания, заметки одних из первых колонистов АИК «Кузбасс» - семьи Прейкшас, об этой семье в изложении одного члена семьи – Анны Ивановны Прейкшас и других. Здесь хранится газетная статья Надежды Савич из Днепропетровской газеты «Вестник» от 14 февраля 1970 г. «Американские коммунары в Советском Союзе». В данном материале автор подробно рассказывает о своей коллеге – преподавателе английского языка Днепропетровского университета.
А.И. Прейкшас, которая в свои юные годы вместе с родителями приехала из Америки в Россию, в Кузбасс, где и была колонистом АИК «Кузбасс». В статье со слов А.И. Прейкшас рассказывается о приезде в Россию, в СССР рабочих из разных стран. Они ехали трудиться не только в промышленности, но и внесли определенный вклад в восстановление сельского хозяйства страны. Автор материала приводит интересный факт о том, что всего в СССР из разных стран приехало 19 сельскохозяйственных коллективов, которые называли себя «коммунами». Общее число сельскохозяйственных иммигрантов в Советский Союз составили 2 555 человек. Они везли с собой сельскохозяйственные машины – трактора, сеялки, комбайны, грузовые автомобили и пр.
В делах 19-22 описи № 3 хранятся документы – публикации об АИК «Кузбасс» и АИКовцах за рубежом и в СССР (на английском, голландском и русском языках). Дело 23 – диссертация Агнесс Дессинг – о голландских соотечественниках, работавших в АИК «Кузбасс». Дела 24, 25 – документы Себальда Рутгерса (на голландском языке).
Важное значение для истории АИК «Кузбасс» представляют документы, хранящиеся в единственном деле фонда Р-468 – Управление Южно-Кузнецкого района каменноугольных копий АИК «Кузбасс» и документы, находящиеся на хранении в ГАКО четырех представительств АИК «Кузбасс»: Московского (Р-81 – 125 ед. хр.), Уральского (Р-83 – 10 ед. хр.), Томского (Р-84 – 6 ед. хр.) и Новосибирского (Р-85 – 61 ед. хр.).
Во главе каждого представительства находились «полномочные» органы, каждый из них имел свою печать, штатное расписание, хотя штаты были небольшими (от 1 до 12 человек). В документах представительств прослеживаются самые различные вопросы их деятельности (кадровые, финансовые, производственные и др.). В делах представительств хранятся документы общего АИКовского характера. Так, в фонде Московского представительства хранится документ под названием «Работа Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» за второе полугодие 1922/1923 операционного года», в фонде Томского представительства – «Доклад Автономной индустриальной колонии «Кузбасс»». В обоих документах рассматриваются следующие вопросы: об учреждении АИК «Кузбасс», об обязательствах АИК «Кузбасс» и правительства, о результатах работ по восстановлению предприятий, о финансовом отчете и производственной программе, вопросы сбыта продукции, приобретения оборудования и др.
Таким образом, в ГАКО на государственном хранении находится 1 317 единиц хранения документов, отражающих в разной степени определенные стороны деятельности Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», которая действовала, работала в 1921-1927 гг. на большей части территории современной Кемеровской области и которая внесла свой вклад в закладку прочного фундамента становления мощного промышленного центра России - Кузбасса.
Во всех рассматриваемых нами документах и нашла свое отражение история этого уникального явления в стране и Кузбассе – Автономной индустриальной колонии «Кузбасс».
В фондах ГАКО хранятся документы, которые говорят о том, что еще в сентябре 1921 г. В.И. Ленин принял группу иностранных рабочих, среди которых были голландский коммунист С. Рутгерс, известный американский революционер У. Хейвуд, представитель от профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира». Они предложили организовать промышленную колонию на базе предприятий Урала и Кузбасса, где бы могли совместно работать русские и иностранные рабочие. В конце октября 1921 г. Совет Народных Комиссаров утвердил договор, заключенный Советом Труда и Обороны и «Организационной группой американских рабочих», а 3 ноября соглашение с ней.
25 декабря 1922 г. договор этот был изменен и дополнен и снова подписан заместителем председателя Совнаркома Л. Каменевым. Указанное изменение и дополнение гласило, что договор заключается уже не с организационной группой американских рабочих, а с Автономной промышленной колонией «Кузбасс», которая позднее стала именоваться Автономная индустриальная колония «Кузбасс» (АИК «Кузбасс»). Она являлась государственным предприятием с непосредственным подчинением Совету Труда и Обороны и которому принадлежал контроль над деятельностью АИК «Кузбасс».
Организация Автономной индустриальной колонии вызвала широкий отклик в Америке и других странах. В Нью-Йорке был создан специальный комитет, который подбирал рабочих для работы в Сибири. При этом комитет требовал от желающих поехать на работу в советскую Россию рекомендательное письмо партийной, профсоюзной или какой-либо другой рабочей организации.
Весной 1922 г. из порта Нью-Йорк вышел пароход, на котором выехали в советскую Россию (в Кузбасс) первые американские колонисты. В это же время в Америке начал издаваться «Кузбасский бюллетень», где рассказывалось о жизни советских людей, о Сибири, о Кузнецком угольном бассейне. Следует отметить, что этот бюллетень пользовался популярностью среди рабочих. Отдельные его выпуски распространялись в Филадельфии и Сан-Франциско. «На всем протяжении от Петрограда до Сибири, - писал один из американских рабочих, - мы встречаем дружеский прием и поддержку во всех учреждениях и у всех советских людей».
Следом за первой группой из Нью-Йорка в Советскую Россию выехали еще три группы. Ехали в Кузбасс и представители других стран: Германии, Бельгии, Чехословакии, Голландии и др. В результате в колонии оказалось около 500 иностранных рабочих 20 национальностей.
13 января 1923 г. на совещании Правления Кузбасса и представителей американской колонии с повесткой дня «О времени вступления нового управления Кемеровским районом, согласно договора с СТО» директором правления колонии был назначен коммунист Себальд Рутгерс. Он вступил в управление районом с 15 января 1923 г. Протокол подписал управляющий Кузнецким бассейном В.М. Бажанов.
Фактическим же началом деятельности АИК «Кузбасс», что подтверждается документами представительств колонии и Кемеровского горкома ВКП (б), следует считать 1 марта 1923 г., т.к. передача предприятий и района происходила в феврале 1923 г., а передаточный акт был подписан Кузбасстрестом и правлением колонии только 4 марта 1923 г. С этого времени и начался период работы АИК «Кузбасс».
АИК не подчинялась местным органам власти, но партийная организация города через партийные ячейки предприятий колонии оказывали влияние на ее работу и следили за ней. Так, в отчетном докладе Щегловского райкома ВКП (б) на 11-й районной партийной конференции 14 октября 1923 г. отмечалось: «Взаимоотношения русских и американских рабочих хорошие. Если мы наблюдали иногда недовольство, то оно обычно относилось не к американцам, не к колонии в целом, а к отдельным лицам, стоявшим во главе того или иного цеха, в которых наблюдались упущения. При этом недовольство выражалось как со стороны русских, так и американских рабочих, что, безусловно, исключало возможность допуска пристрастия с той или другой стороны».
С 1 января 1925 г., согласно постановлению СТО от 12 ноября 1924 г., в распоряжение АИК «Кузбасс» перешла вся южная часть Кузнецкого бассейна: 14, 17 и 21 декабря 1924 г. были подписаны акты о передаче Автономной индустриальной колонии Южно-Кузнецкого района, Гурьевского металлургического завода и Ленинского района.
С началом подъема Сибирской промышленности в 1925 г. стал быстро расти спрос на уголь, что благоприятствовало АИКу. Только за 1925-1926 гг. колония увеличивает число рабочих и служащих на своих предприятиях с 2 362 до 9 178 человек, что, естественно, не замедлило сказаться и на росте добычи угля, успешно набирал обороты Кемеровский коксохимзавод, поднялся с колен Гурьевский металлургический завод. В это время в состав АИК «Кузбасс» входили следующие предприятия: Кемеровский рудник, Кемеровский коксохимзавод, Мазуровский рудник (закрыт в 1923 г.), Порывайский рудник (закрыт в 1924 г.), Алтайский рудник, Прокопьевский рудник, Киселевский рудник, Гурьевский завод, Осиновский кожзавод, завод по обжигу извести, лесные разработки. На АИК возлагалось руководство работой предприятий и сбытом их продукции. В городах Новосибирске, Свердловске, Томске, Ленинграде, Берлине и Нью-Йорке существовали представительства АИК, которые ведали сбытом продукции и закупкой импортного оборудования. Кадры – американцы, голландцы, немцы, чехи и др. Большинство же – рабочие и служащие из России, Советского Союза.
Однако вскоре в АИК разразился кризис руководства. Рутгерс не нашел общего языка с назначенными СТО своими заместителями, присланными из Донбасса, не установил он и нормальных деловых отношений с местными партийными и советскими органами. В 1926 г. С. Рутгерс, после критики в свой адрес на второй Сибирской партконференции, выехал на лечение за границу, а вместо него у руководства АИК «Кузбасс» встал некий Коробкин, прибывший из Донбасса. Главным инженером и коммерческим директором стали прибывшие с ним Горячев и Гафт. И уже через два года колония, как таковая прекратила свое существование. Более того, в мае 1927 г. по результатам ревизии, проведенной Наркоматом РКИ СССР, все трое руководителей были сняты с работы и отданы под суд, который приговорил их длительным срокам тюремного заключения за злоупотребления властью, незаконное растранжиривание государственных средств и халатность.
В 1927 г. по постановлению Совета Труда и Обороны от 2 июля 1927 г. предприятия, раннее подчиненные АИК «Кузбасс», вошли в состав вновь образованного каменноугольного, химического и металлургического треста «Кузбассуголь».
Такова краткая, но поучительная история Автономной индустриальной колонии «Кузбасс», успешно осуществлявшей свою деятельность в 1923-1927 гг. на большей части территории современной Кемеровской области.
V.I.Belkov N.I.Ilyicheva Documents of Official body of the Kemerovo area « the State archive of the Kemerovo area » about some questions of a history of the Independent industrial colony "Kuzbass".
Аннотация / Annotation
В статье анализируется комплекс источников по истории автономной индустриальной колонии «Кузбасс» (1921-1927), хранящийся в Государственном архиве Кемеровской области.
The review of new documentary sources on a history of an independent industrial colony "Kuzbass" (1921-1927гг.) Official body of the Kemerovo area «State archive of the Kemerovo area».
Ключевые слова / Keywords
Архив, источник, зарубежные рабочие коммуны в СССР, Автономная индустриальная колония «Кузбасс», Государственный архив Кемеровской области, г. Кемерово Independent industrial colony "Kuzbass", GUKO «State archive of the Kemerovo area», Kemerovo
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.