| 17 Октября 2015
В. Г. СМИРНОВ, Санкт-Петербург
ПЕРВАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (К 150-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ)
Введение
В 1865 г. в России произошли два важных события в сфере метеорологии. Первое было печальным: 23 мая (4 июня) скончался основатель и первый директор Главной физической обсерватории академик А. Я. Купфер, немало сделавший для развития геофизики в стране. Второе событие оказалось весьма примечательным: 12 (24) октября была опубликована перва метеорологическая карта Европейской России.
Интересно, что эта карта была напечатана в газете Министерства внутренних дел (МВД) «Северная Почта». Почему так произошло? Почему перва синоптическая карта появилась в газете МВД, а не в издании Академии наук?
Государственный деятель П. А. Валуев
«Виновником» публикации метеорологической карты в «Северной Почте» был лично министр внутренних дел Петр Александрович Валуев (1814-1890) . Это был выдающийся государственный деятель России. Известно, что А. С. Пушкин в образе Петра Гринёва из «Капитанской дочки» отразил некоторые черты его характера и внешности. Впоследствии, будучи Курляндским гражданским губернатором, под впечатлением поражений русской армии в Крымской войне (1853-1856) , П. А. Валуев составил записку «Дума русского во второй половине 1855 г.», в которой критиковал существующий порядок государственного управления. Эта записка привлекла внимание брата императора Александра II, великого князя Константина Николаевича, и открыла путь Валуеву в высшие правительственные сферы.
В 1861-1868 гг. министр внутренних дел П. А. Валуев руководил проведением крестьянской реформы и разработкой земской реформы, добился передачи цензуры в ведение МВД, создал газеты «Северная Почта» и «Правительственный Вестник», в которых выступал как публицист. В 1867 г. он был избран почетным членом Петербургской Академии наук.
В 1872-1879 гг. П. А. Валуев был министром государственных имущества, а затем, до октября 1881 года, — председателем Комитета министров; в 1880 г. стал графом. В последние годы жизни, будучи членом Государственного совета, П. А. Валуев писал повести, роман «Лорин», стихи. Его «Дневник» стал ценным источником по истории внутренней политики России второй половины XIX века.
П. А. Валуев, М. А. Рыкачев и первые метеорологические карты
В этом «Дневнике» вечером 12 июня 1865 г. П. А. Валуев записал, в частности, следующее: «... Принимаюсь за составление давно задуманных метеорологических диаграмм...». Эта работа захватила министра. Через три недели, 4 июля, управляющий Зимним дворцом генерал-майор К. Л. Кубе и инженер барон Н. К. Дершау поставили у него в кабинете термограф и барометрограф, которых он ранее не видел.
Интерес П. А. Валуева к метеорологии, его «административный ресурс» привели в конечном счете к тому, что в «Северной Почте» появился новый — метеорологический отдел. В статье этого отдела 12 (24) октября 1865 г. указывалось, что в «Северной Почте» будет еженедельно публиковаться «метеорологическая карта европейской России, изображающая, при помощи известных условных знаков, одновременное состояние разных атмосферических явлений, в известный день и известный час, во всех городах, из которых о том будут получаться сведения». Первая такая карта прилагалась к газете. Она была составлена по данным (направление и сила ветра, состояние неба, высота барометра и степень температуры) на 22 сентября 1865 г., поступившим из 37 городов России.
Лейтенант флота М. А. Рыкачев (будущий академик) получил газету «Северная Почта» с первой метеорологической картой, находясь на стажировке в Гринвичской обсерватории. И данные, и карту Рыкачев внимательно изучил. 26 октября (7 ноября) 1865 г. он изложил несколько критических замечаний, среди которых указал на отсутствие общей системы наблюдений и, в частности, на отсутствие сведений об использованных барометрах и термометрах. Его заметка была опубликована в «Кронштадтском вестнике». Одновременно по инициативе Рыкачева была организована доставка в Англию первых метеорологических карт России. Еще 3 (15) ноября 1865 г его наставник Дж. Глешер представил первую российскую метеорологическую карту на заседании Британского метеорологического общества.
В редакции «Северной Почты» к замечаниям Рыкачева отнеслись с пониманием. В метеорологическом отделе газеты от 5 декабря 1865 г. были помещены фрагменты письма Рыкачева и комментарий к нему. Впоследствии письмо М. А. Рыкачеву в Лондон прислал и сам П. А. Валуев. В нем он указал на свою роль в публикации метеорологических карт: «...Я называю карты и таблицы моими не из пустого и мне не сродного тщеславия, а потому, что моею инициативою, моим прямым участием в деле и моими личными распоряжениями объясняются и вместе с тем, по моему мнению, оправдываются разные в них временные недостатки... Я вынужден был лично редактировать предложения губернаторам, лично писать первые статьи для «Северной Почты», лично составить форму таблиц и лично распорядиться не только распределением ролей при издании таблиц и карт, но и режиссерским наблюдением за исполнением, на первых ролях, каждой отдельной роли».
Много лет спустя М. А. Рыкачев, сообщая об издании первых метеорологических карт, отмечал следующее: «...Отсюда видно, что дело всецело было предпринято и введено П. А. Валуевым. Весьма понятно, что при отсутствии у главного руководителя специальной подготовки, важных научных или практических результатов от этих карт нельзя было ждать, и выход их скоро прекратился; но любовь к делу такого высокопоставленного лица все же принесла свою пользу. В открытом метеорологическом отделе «Северной Почты» появлялись любопытные и не лишенные научного значения статьи, возбуждался интерес к этой отрасли науки. Гораздо позже, будучи министром государственных имуществ, П. А. Валуев, все еще интересовавшийся успехами метеорологии, дал средства на издание классического труда Г И. Вильда «О температуре воздуха в Российской Империи».
Последний метеорологический труд П. А. Валуева
Интересно, что за год до своей кончины граф П. А. Валуев подготовил к изданию «Очерки из области Естествознания». Эти очерки состояли из пяти глав, при этом третья глава была посвящена атмосферным явлениям, четвертая — кпиматам, а последняя — влиянию климатов на почвы.
В этих очерках П. А. Валуев ссылался, в частности, на труды Р. Фицро («Практическая метеорология»), М. Ф. Мори («Физическая география моря») и А. И. Воейкова («Климаты земного шара»). П. А. Валуев упомянул и о первых российских синоптических картах, к изданию которых он имел непосредственное отношение: «...Многое, в неоднообразной последовательности атмосферических явлений остается необъясненным. Синоптические метеорологические карты, показывающие состояние погоды в разных местностях и ее последовательные перемены в одни и те же дни, могут со временем подсказать некоторые объяснения. Они теперь издаются повсеместно. У нас первый опыт их издания был сделан в шестидесятых годах, в бывшей газете МВД "Северной Почте"».
Заключение
История метеорологии в России во второй половине XIX века неразрывно связана с именами академиков А. Я. Купфера, Л. М. Кемца, К. С. Веселовского, Г. И. Вильда и М. А. Рыкачева. Однако не следует забывать и о том значительном вкладе в организацию метеорологических наблюдений в различных губерниях Российской империи, который принадлежит выдающемуся государственному деятелю П. А. Валуеву. Именно благодаря его усилиям был создан метеорологический отдел в газете МВД «Северна Почта», в которой 12 (24) октября 1865 г опубликована первая метеорологическая карта Европейской России.
В. Г. Смирнов, директор Российского государственного архива Военно-Морского Флота (Санкт-Петербург), д-р ист. наук
МЕТЕОСПЕКТР № 2 2015 pdf