В Париже прошел Международный Салон старинной книги и эстампа
| 13 Декабря 2009
В Гран Пале в Париже проходил XXI международный Салон старинной книги и эстампа, на открытии которого побывала руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» в Европе В. Б. Прозорова.
Существовашие изначально отдельно салоны Эстампа и Старинной книги объединились в 2007 г., чтобы вместе войти под своды этого памятника архитектуры в стиле модерн - престижного выставочного центра и привлечь к проблематике сохранения письменного культурного наследия еще более широкие круги публики и профессионалов «национального достояния». «Неспециалисты часто имеют ложное, завышенное или заниженное представление о ценах» - сказал журналисту «Фигаро» букинист и адвокат Э. Пера. Для знакомства широкой публики со старинной книгой в этом году был организован специальный стенд, на котором поочередно принимали посетителей все участники Салона. Цены на коллекционные издания и книги в старинных переплетах этого стенда колебались от 20 до 150 евро за экземпляр, доходя до 300 евро за подборку изданий. Кроме того на салоне проводились выставки, лекции и экскурсии . Например, публика с интересом рассматривала фотовыставку портретов букинистов ХХ века в окружении собранных ими изданий.
Темой салона 2009 г. стали франко-североамериканские связи, а почетным гостем мероприятия – крупнейшее культурное учреждение Квебека «Библиотека и Национальный архив» (BAnQ). Эта структура, объединившая в 2006 г. Национальную библиотеку Квебека (созданную в 1915 г.), Большую библиотеку Квебека (созданную в 1998 г.) и Национальный архив (созданный в 1920 г.), быстро стала примером для многих учреждений, работающих с культурным наследием. Мишель Бризебуа, хранитель Библиотеки Квебека, прочел посетителям Салона лекцию по истории старопечатных фондов и о проекте Описи старопечатных материалов Квебека (IMAQ). Выставленные на стенде этого учреждения документы по теме «Память нового света» интересны, но среди них нет уникальных документов, так как канадские архивисты предпочли отправить в длительное путешествие в Париж только дубли имеющихся у них старинных книг и эстампов. На стенде также были представлены научно-популярные издания по истории канадского библиотечного и архивного дела.
Кроме этого интересного учреждения в салоне были представлены еще 200 участников, хотя в этом году среди них было меньше иностранных специалистов, чем в 2008 г. Значительную публику собрали стенды Национальной библиотеки Франции. Отдел эстампов Национальной библиотеки, созданный на базе революционных конфискаций и регулярно пополняющийся благодаря закону об обязательном экземпляре (1537 года), хранит 90 % эстампов Рембрандта и 80 % эстампов Гойи, поэтому он участвовал в Салонах эстампа со дня их основания.
В 2007 г. Национальная библиотека сочла, что престиж главной библиотеки страны, хранящей богатейшие фонды кодексов и средневековых манускриптов, требует ее участия в Салоне старинной книги. По словам хранителя Национальной библиотеки Кристофа Ступа, участие в Салоне является частью политики активного комплектования. Хранитель национального достояния уверен, что знакомство коллекционеров старинных книг и авторов современного эстампа с профилем учреждения способно увеличить количество получаемых Национальной библиотекой даров и депозитов. Главная библиотека страны также во многом выполняет функции национального архива литературы и искусства, так как во Франции никогда не существовало государственных учреждений с профилем и полномочиями, подобными РГАЛИ.
Сложно сказать, насколько современная продукция эстампов будет отражена в фондах государственных архивов. При создании Центра Помпиду вся коллекция эстампов из Музея современного искусства (в Трокадеро) была передана в Национальную библиотеку. Такие скитания фонда показывают, что эстамп считался в то время скорее «коммерческим инструментом», чем частью национального достояния. «Действительно, техника эстампа второй половины ХХ в. больше обязана своим развитием немецким и американским, чем французским художникам, - считает хранитель библиотеки Центра Помпиду Дидье Шульман, - но это не мешает нам сожалеть, что в фондах Национальной библиотеки отсутствует значительный пласт творений представителей французского современного эстампа». Для сравнения укажем, что по данным канадских архивистов, в Национальной библиотеке Квебека хранится 25 000 эстампов, большинство из которых было создано после 1950 г. Этот фонд, самый полный в стране, отражает творчество большинства канадских специалистов эстампа. Правда, Д. Шульман считает, что пробелы комплектования центральных музеев и библиотек Франции удачно заполнили местные Фонды современного искусства. Например, Фонд современного искусства региона Пикардия имеет исключительно богатую коллекцию французского эстампа.
В Салоне также участвовали частные французские музеи рукописей и эстампов , а также профессиональные организации букинистов и специализированные издания, из которых наиболее интересным для архивистов нам показался выходящий с 1994 г. франкоязычный журнал «Перо» (Plume), посвященный «письменному наследию». На его страницах можно найти истории уникальных рукописей и советы экспертов по определению подлинности письменных документов, материалы по палеографии и дипломатике.
По оценкам журналистов, салон посетили около 20 000 человек, специалистов и любителей старинной книги и эстампа.