Выбор читателей:

«ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.» ВЫСТАВКА В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

В Центре восточной литературы РГБ прошла выставка «Из истории Московской еврейской общины XIX — начала XX вв., подготовленная творческим коллективом в составе историков, общинных и музейных работников столицы (руководитель – координатор благотворительных программ Московской еврейской религиозной общины Е.Н. Улицкий), привлекла внимание общественности столицы.

Экспонаты — из фондов Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Государственного исторического музея (ГИМ), Государственно Третьяковской галереи (ГТГ), Тюменского музея изобразительных искусств (ТМИИ), Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, Музея фабрики «Кпасный Октябрь», а также частных архивов и коллекций.

История еврейской благотворительности имеет глубокие корни. Помощь бедным – одна из заповедей Торы. В книге «Ваикра» отмечается: «…Тора обязывает евреев не отталкивать нищих и неимущих и помнить о том, что они являются братьями, и им нужно помогать так же, как человек помогает своим близким родственникам… Протяни ему руку свою и помоги в том, в чем он нуждается…».

Благотворительность у евреев («гемилут хасадим») – проявление сочувствия, национальной солидарности ближнему путем материальной или нравственной поддержки, которая выражается в следующих формах: гостеприимство и кормление голодных, снабжение бедных одеждой, посещение больных и уход за ними, выдача замуж бедных девиц, погребение мертвых и др.

В XIX – начале ХХ в. еврейская благотворительность в Российской империи была тесно связана с общиной и рассматривалась как ее прямая обязанность по отношению к своим членам. В деле благотворительности участвовали все слои еврейского населения, как богатые, так и бедные. В этот период идея благотворительности была как бы базовой, на которой и строилась община как социальное учреждение.

С первых лет советской власти государство взяло на себя заботу о гражданах, в том числе и о малоимущих. При этом благотворительная деятельность независимых общественных организаций, например, «Красного Креста», хотя и разрешалась на какое-то время, однако жестко контролировалась властями. В ряде случаев благотворительность была связана с созданием Комитетов помощи евреям, пострадавшим от погромов на Украине и в Белоруссии. В 1920-е гг. благотворительность имела место при синагогах. В 1930-е гг. уже не было ни еврейской, ни иной другой благотворительности. В небольшой степени помощь бедным евреям оказывала только организация «Агро-Джойнт», однако в дальнейшем и этот род общественной деятельности был запрещен.

В 1990-е гг., когда в России началось формирование гражданского общества, возникла возможность для создания широкой сети общественных организаций, в том числе благотворительных структур, и их взаимодействия с зарубежными фондами. В связи с этим в Москве начали возрождаться еврейские религиозные общины и светские благотворительные организации. Благотворительность становится неотъемлемой частью жизни еврейских общин. Финансовую поддержку еврейским организациям оказывают, главным образом, зарубежные фонды. Основным среди них является Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт». Его средства составляют до 90 % бюджета большинства российских еврейских благотворительных организаций, хотя в настоящее время помощь «Джойнта» и других зарубежных фондов евреям России снижается.

В сложившейся ситуации изучение истории благотворительности еврейской общины Москвы, чему и содействует выставка, является весьма актуальным. Очень важно понятными и доступными средствами показать историческую практику благотворительности и восполнить пробел в современном общественном сознании. Целью данной выставки является восстановление и сохранение исторической памяти, связи поколений, формирование еврейской национальной самоидентичности, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к истории и традициям своего народа. Основная задача проекта — воссоздание наглядными средствами исторических событий, связанных с благотворительностью еврейской общины Москвы, и показ конкретного вклада в эту деятельность наиболее выдающихся филантропов. Другая задача — привлечение внимания публики к документам и материалам истории общины.

Выставочная экспозиция включает архивные документы и материалы (в том числе законодательные акты и статистические таблицы), фотографии, книги, периодику, графику, живопись и другие экспонаты из государственных архивов, библиотек и частных коллекций, что позволяет раскрыть наиболее яркие страницы истории благотворительности столичной еврейской общины. Экспозиция открывалась планшетом, посвященном появлению в Москве в первой половине XIX в. постоянного еврейского населения. Для проживания в городе власти выделили евреям Глебовское подворье — здание, расположенное недалеко от Кремля в Зарядье (Китай-город). Об этом времени напоминает акварель Х. Митрейтера «Русский меняла» 1840-х гг. Вызывает интерес указ императора Николая I 1836 г., по которому еврейские общины России обязывались наравне с обществами других вероисповеданий «иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев».

Начало же еврейской благотворительности в Москве было положено в период деятельности первого московского раввина Ш.-З. Минора (1826–1900), который возглавлял общину с 1869-го по 1892 г. Это время отмечено насильственным выселением из города в 1891–1892 гг. по приказу московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича около 20 тысяч евреев: торговцев, ремесленников и проч. Экспонаты выставки рассказывают о благотворительных акциях в помощь выселяемым еврейским жителям. Новый этап в жизни общины, в том числе в ее благотворительной деятельности, связан с именем раввина Я.И. Мазе (1860–1924), при котором состоялось долгожданное открытие в 1906 г. Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке.

В заключение отметим, что выставочный проект реализован в рамках программы «Джойнта» «Grassroots» при поддержке Нью-Йоркской федерации, Евро-Азиатского еврейского конгресса на базе МЕРО и Регионального общественного еврейского благотворительного фонда «Рука помощи». Кроме того, целый ряд экспонатов уже был представлен широкой общественности: учащимся школ, волонтерам еврейских благотворительных организаций, экскурсионным группам. А в дальнейшем данная экспозиция может стать составной частью, тематическим разделом о еврейской благотворительности будущего Московского еврейского музея. Первым шагом на этом пути станет открытие в будущем году постоянной тематической экспозиции в Музее истории Москвы.

В ближайших номерах печатной версии журнала
«Вестник архивиста» будет опубликован развернутый отчет о выставке
«ИЗ ИСТОРИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
МОСКОВСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.»



Подписной индекс
печатной версии журнала
«Вестник архивиста»
48655

по Каталогу Агентства «Роспечать»
«ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ»
в разделе «ИСТОРИЯ. ФИЛОЛОГИЯ»

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ВО ВСЕХ ОТДЕЛЕНИЯХ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ ЕЕ МОЖНО ОФОРМИТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
НА САЙТЕ
www.presscafe.ru

ПОДРОБНЕЕ СМ.
www.vestarchive.ru