АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА «МЕМОРИАЛЬНОЙ И ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ П.М. И СМ. ТРЕТЬЯКОВЫМ»
| 10 Сентября 2009
Летом 2006 г. широко праздновалось 150-летие Третьяковской галереи. Этому событию было посвящено несколько выставочных проектов, одним из которых стала «Мемориальная и историко-худо-жественная выставка, посвященная П.М. и СМ. Третьяковым». Выставка была открыта с мая по сентябрь 2006 г. в залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
Свою первую картину П.М. Третьяков приобрел 22 мая 1856 г. Это была работа художника В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи сохранилась расписка В.Г. Худякова в получении денег за картину. Этот документ позволил точно установить дату основания знаменитого музея русского искусства. На мемориальной выставке в отдельной витрине под указанной картиной В.Г. Худякова экспонировалась копия этой расписки.
«Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тому же обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», - так охарактеризовал свою жизненную позицию Павел Михайлович Третьяков в одном из писем. Документальные свидетельства интересной и насыщенной событиями жизни семьи Третьяковых впервые столь полно были представлены на прошедшей выставке. Экспонировались и уникальные фотографии, и интереснейшая переписка, и официальные документы разных лет из собрания отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.
Материалы о П.М. Третьякове Совет Галереи стал собирать сначала 1900-х гг., ныне фонды самого Павла Михайловича, его дочери Александры Павловны Боткиной и внучки Марины Николаевны Гриценко насчитывают более 15 тысяч единиц хранения. Невозможно было показать все многообразие сохранившихся документов, поэтому экспонировались лишь самые интересные и значимые раритеты: всего 135 подлинников и 98 копий высокого качества.
В первую очередь это были материалы, связанные с собирательской деятельностью Павла и Сергея Третьяковых: их письма о приобретении и пересылке картин, ответные письма художников, расписки о получении денег за картины, квитанции с выставок, черновые записи, списки картин, опись собрания, составленная П.М. Третьяковым. Здесь же были представлены фотографии художников, с которыми были особенно дружны братья Третьяковы. Уникальны документы о передаче Галереи в дар городу Москве и восторженной реакции общественности на это событие.
На выставке были представлены и материалы, свидетельствующие об активном участии П.М. Третьякова в деятельности Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Императорской Академии художеств. Общественная и благотворительная деятельность братьев Третьяковых также нашла отражение в документах: письмах, почетных дипломах, свидетельствах различных обществ.
Не менее интересны документальные материалы, связанные с предпринимательской деятельностью П.М. и СМ. Третьяковых, с организацией работ на принадлежащей им Ново-Костромской льнопрядильной фабрике, с торговыми и банковскими делами. Производственные будни, условия труда рабочих - все волновало Третьяковых. В 1885 г. Сергей Михайлович писал брату: «О двадцатичасовой работе в сутки при двух сменах с малолетними не может быть и речи...». Переписка двух братьев, финансовые отчеты помогли посетителям выставки изнутри увидеть работу торгового дома «П. и С. братья Третьяковы и В.Коншин».
Впервые было выставлено большое количество документов, характеризующих жизнь, быт, увлечения семьи Третьяковых. Это и уникальные семейные фотографии, и записные книжки Павла Михайловича и его отца Михаила Захаровича, и документы родителей братьев Третьяковых, Михаила Захаровича и Александры Даниловны, паспорта Павла Михайловича, его жены Веры Николаевны, семейная переписка. В доме Третьяковых любили музыку, театр, литературу, о чем свидетельствуют письма. В 1852 г. молодой Павел Михайлович пишет из Петербурга матери: «Театр! Что за театры здесь! Что за артистические таланты, музыка...», а в 1870 г., услышав оперу А.Н. Серова «Вражья сила», он пишет жене: «Я в восторге, это так ново, оригинально и прекрасно!». Интерес к музыке и искусству повлиял на судьбу детей П.М. Третьякова: старшая дочь, Вера, вышла замуж за одного из любимых учеников П.И. Чайковского, известного пианиста А.И. Зилоти; средняя дочь, Любовь, была замужем сначала за художником Н.Н. Гриценко, а вторым браком -за художником Л.С. Бакстом. На выставке экспонировались письма и фотографии детей П.М. Третьякова. Особенно трогательно письмо любимого сына Ванечки, одаренного ребенка, умершего в 8 летнем возрасте. За несколько месяцев до смерти, глубокой осенью, мальчик писал родителям: «У нас все желтое и прозрачное, так что все видно насквозь».
Семейная жизнь Третьяковых всегда отличалась простотой и сердечностью отношений, доброжелательностью и любовью друг к другу. В 1880 г. Вера Николаевна писала мужу: « Я уверена, что и в будущем мы будем служить воспитательным примером для наших дорогих существ, и ты не откажешь мне в твоей живительной любви, необходимой для того, чтобы прожить жизнь примерно». Все Третьяковы любили путешествовать. Посетители выставки могли увидеть счета из отелей, заграничные паспорта, путевые заметки, письма из разных городов Европы, полные живых впечатлений, описаний красивых мест и исторических памятников, и даже подзорную трубу П.М. Третьякова.
Документы, представленные на прошедшей выставке, ярко иллюстрируют картину художественной жизни России второй половины XIX в., позволяют лучше понять внутренний мир Третьяковых, увидеть не только их общеизвестные увлечения, но и повседневные дела и заботы. Глядя на старые фотографии и документы, невольно удивляешься широте интересов, непоколебимости жизненных устоев, глубокому осознанию гражданского долга братьев Третьяковых. «У меня есть любовь к людям и к служению на их пользу...», -говорил Павел Михайлович Третьяков.