Выбор читателей:

ПРОТИВ ОБЩЕГО ВРАГА: ТРУДЫ ФРАНЦУЗСКОЙ АССОЦИАЦИИ AERI И ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ИНОСТРАНЫХ ГРАЖДАН В ПАРТИЗАНСКОМ ДВИЖЕНИИ И ДВИЖЕНИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Печать PDF







В годовщину Победы в Великой Отечественной войне хочется надеяться, что народы, объединившиеся в борьбе с фашизмом, также объединят свои усилия в изучении и сохранении памяти об общей борьбе. Осталось уже совсем немного историков, которые сами были участниками тех далеких и славных событий. Постепенно эстафета переходит к их внукам. Представительство «Вестника архивиста» хотело бы рассказать читателям журнала об Ассоциации изучения внутреннего Сопротивления ( AREI, сайт Ассоциации http://www.aeri-resistance.com), созданной в 1993г. ветеранами этого движения, в том числе Люси и Реймоном Обрак, Жаком Деларю, Сержем Раванелем. AREI собирает устные и письменные источники о Сопротивлении на территории континентальной Франции и отстаивает идею открытия «Национального Мемориала Сопротивления», в секцию «Внутреннее сопротивление» которого эти документы могли бы быть переданы. Многих основателей Ассоциации уже нет в живых, но и ветераны и молодые историки, изучающие период 1939-1945 гг., считают необходимым защищать «право участников Сопротивления на память». Если послевоенное общество прекрасно помнило, что борцы с оккупантами, на которых французская полиция охотилась едва ли не больше оккупационных властей, были массовыми жертвами заговоров, депортаций и расстрелов, то современная коллективная память связывает депортацию из Франции скорее с Катастрофой еврейского народа, для восстановления истории и почти полного списка жертв которой очень много сделал Серж Клансфельд. Именно его трудами был создан в Париже Мемориальный музей Холокоста. Поскольку работа этого учреждения и других структур, изучающих Геноцид, с начала 1990 гг. широко освещается в прессе, то современная молодежь лучше знает о депортации еврейского населения из оккупированных европейских стран, чем о депортации других жертв нацизма. Сегодня только специалисты помнят, что девять из десяти депортированных из Франции, были «политческими» - участниками Сопротивления. И именно для восстановления этой исторической справедливости AREI настаивает на создании «Мемориала Сопротивления». Характерно для общественной и историографической ситуации во Франции то, что Мемориальный Парижский музей Холокоста сотрудничает с AREI, хотя и не субсидирует ее деятельность: с 2008г. готовилась совместная публикация о еврейском Сопротивлении во Франции. К сожалению, экономический кризис 2009г. подорвал финансовую стабильность маленькой ассоциации, но мы надеемся, что найдутся возможности для продолжения ее работы, методика и результаты которой представляются нам заслуживающими внимания.



Необходимый и очень сложный этап работы AREI – выявление источников. «Политическая» депортация документировалась оккупационными властями с гораздо меньшей тщательностью, чем депортация евреев, поэтому списочный состав сетей Сопротивления приходится восстанавливать как по документам полиции, так и по документам перевалочного пункта депортации в Парижском пригороде Роменвилль, а также по картотекам лагерей, не говоря о документах самих отрядов Сопротивления и о заявлениях о розыске депортированных, поданных их семьями в 1944 г.



Информация о каждом участнике Сопротивления, найденная Ассоциацией (фамилия и имя, гражданское состояние, вероисповедаание, мотив депортации) вносится в просопографическую базу данных. В 2003 г. интерфейс первой базы данных был переработан так, чтобы позволить всем 80-и местным группам добровольцев в департаментах вносить найденные ими данные о ветеранах в единые формуляры. О составе, структуре и первых результатах обработки этой базы рассказал член ассоциации Тома Фонтен на ежегодной конференции Ассоциации архивистов Франции 2009 г., посвященной проблемам работы с персональными данными в архивах. За 17 лет работы Ассоциации, ее членам удалось выявить массу «политических» депортированных, общее число которых составляет четверть от ныне известного числа жертв депортации. Материалы базы данных служат не только для статистических исследований нескольких историков-аспирантов, но и помогают в подготовке тематической серии CD-Rom « Сопротивление в департаментах Франции». В 2003г. году вышли CD-Rom о Сопротивлении в Уазе (60) и на Корсике (найти), в 2004 г. в департаментах Ардеш (7) Йонна (89), Кальвадос (14), Верхняя Марна (52), Ла Манш (50) и регионе Иль-де –Франс. В 2005г. были изданы диски об Индре-и-Луаре (37), Орне (61) Шаранте (16). В 2006-2007 г. были опубликованы подборки материалов по департаментам Верхняя Савойя, Дром и Лозер (48), в 2008 – Иер, Ду (25) и Ланд (),в 2009- Врехняя Гаронна и Гар, в 2010 – по Приморской Шаранте (17). Ассоциация не только собирает документы и уточняет состав отрядов, но и интервьюирует участников Сопротивления. По мере поступления в Ассоциацию новой информации документальные подборки по отдельным департаментам переиздаются.



Мы говорим об этом так подробно, потому что в истории движения Сопротивления на территории Франции и за ее пределами было много страниц, так или иначе связанных с Советским союзом, хотя своеобразным символом боевого содружества стала история авиаполка «Нормандия-Неман». Приведем две биографии, которые показывают, какие разные люди приходили в Сопротивление и сколь неисповедимы были их пути.



Яков Фомич Еремин – 19-и летний выпускник ФЗУ из Калужской области в начале Великой Отечественной войны служил в 445ом артиллерийском полку, базировавшемся близ советско-полькой границе. Уже под Киевом, потеряв сознание после тяжелых ранений в обе ноги, руку и голову сержант Еремин попал в плен. Первый побег из лагеря для военнопленных в Кракове Якову не удался – сказалось ранение ног. После второй неудачной попытки побега из лагеря в Германии Яков Еремин был переброшен на базу ремонта немецких подводных лодок во французском атлантическом порту Бордо. К колючей проволоке, окружавшей лагерь, подходили французы, и Яков познакомился с девушкой по имени Кармен, пообещавшей содействие в очередном побеге. Но случай представился неожиданно: фашисты неосмотрительно отправили двух русских пленных нарвать травы для своих кроликов под присмотром одного охранника…Через несколько дней беглецы уже были в отряде, куда входила Кармен, советский разведчик Федор Воронцов и еще 15 русских беглецов из окружающих лагерей. Отряд действовал в окрестностях Бордо, взрывал эшелоны и мосты, освобождал арестованных немцами местных жителей. Яков Фомич участвовал в освобождении городов Сен-Базей, Мормонд, Лариоль, Лонгон и Бордо. А в марте 1945 г. он был отправлен, вместе с другими советскими участниками Сопротивления на норвежском теплоходе в Одессу. Проверка в Особом отделе осталась для сержанта Еремина самым неприятным воспоминанием за всю войну, но он всегда вспоминал с радостью, что успел вернуться на фронт и дойти до берлинского пригорода Фюрстенвальда. Демобилизовавшись в 1946г., Яков Фомич вернулся в Калужскую область, где во время войны партизанил его отец и погибли мать и младший брат. Он трудился в сельском хозяйстве, вырастил шестерых детей и лишь в 1990гг. получил заслуженную медаль «За Отвагу», а в 2005 – орден Почетного Легиона из рук посла Франции в России. К сожалению, Якова Фомича уже нет с нами, но его оптимизм, сила воли и скромность поражали каждого, кто знал этого замечательного человека. Автору этих строк посчастливилось записать в 1994 г. рассказ Якова Фомича о его жизни. Информация о его боевом пути уже передана в Ассоциацию.



Сопротивление многолико : следующая история совсем другая, но она о том же…Леон Эйер (Léon Heyer), 20-и летний потомственный шахтер из Эльзаса, был насильно мобилизован в немецкую армию в 1943г. Но уже через неделю после прибытия в Белоруссию, 21 апреля 1943г. он сумел покинуть свою часть, воспользовавшись сумятицей во время перестрелки, и перешел к партизанам. Он попал в партизанский отряд «Победа», командир которого Павел Иванович Булак знал об аннексии Эльзаса и Лотарингии и поверил имеющему немецкий акцент и немецкую внешность перебежчику. Леон провел в отряде полтора года, его знание немецкого представляло ценность для партизан, но он участвовал и в боевых действиях. Отряд действовал в Липичанской пуще, к югу от Барановичей. До сих пор Леон Эйер с гордостью вспоминает, что за время его службы отрядом были подорваны 10 поездов.



После того, как в ходе операции «Багратион» отряд оказался на освобожденной территории, в июне 1944г. Леона Эйера, опять вопреки его желанию, не включили в состав советской армии. Несмотря на все аттестации боевых товарищей, Леон оказался в Тамбовском лагере для военнопленных выходцев из Эльзаса-Лотарингии, насильно завербованных в Вермахт. Но уже в октябре 1944 г. его отправили по маршруту Одесса-Дрезден во Францию. В Эльзас Л. Эйер вернулся лишь в июне 1945г., и снова спустился в забой. Только один раз он вернулся повидать боевых товарищей и был очень тронут, что все население одной из «партизанских» деревень вышло на встречу с ним, несмотря на поздний час. А вот мэр-антикоммунист его родной деревни Габвеллер долго отказывался организовать в 1979 г. церемонию официального вручения Леону Эйеру Ордена Отечественной Войны, несмотря на уговоры советского посла. Портрет Л. Эйера представлен в экспозиции Минского музея Великой отечественной войны. Его друзья записали полуторачасовое интервью с ним. Но пусть эта публикация станет еще одним выражением нашей глубокой признательности ему.



На территории Франции действовало около 40 отрядов Сопротивления, состоявших из бежавших из плена советских солдат. Все ли мы знаем о них? Знают ли о них французы? Мы хотим обратиться с призывом к семьям советских участников французского Сопротивления, к школьным музеям и клубам интернациональной дружбы на территории бывшего СССР: сообщите биографические данные наших ветеранов в редакцию журнала. Представитель «Вестника архивиста» передаст предоставленную Вами информацию Ассоциации и молодое поколение французских историков получит уникальную информацию, сохранение которой важно для всех, кто помнит подвиг победителей фашизма. Русские и французы сражались во Вторую мировую против общего врага, пусть и молодое поколение историков двух стран объединится для борьбы с нашим новым общим врагом – забвением и неблагодарностью.


Aннотация : статья посвящена трудам французской Ассоциации AERI и проблемам изучения участия иностраных граждан в партизанском движении и движении Сопротивления во время Второй Мировой войны.

Abstract: the paper is dedicated to AERI french association's transactions and to problems of stading of foreingers who have commited into patriotic or resistance organizations during the Second World War .

Ключевые слова: просопография, архивная база данных, французские и советские партизаны, Вторая мировая война

Key words prosopography, archival database, french and sovietic patriots, Second World War

Контактные данные автора/Contact details:

тел во Франции +33 6 77 44 28 22 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
french mobile phone +33 6 77 44 28 22 e mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


Прозорова Виктория Борисовна / Prozorova Victoria Borissovna
Кандидат исторических наук, руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» в Европе /PhD in history, Head of mission of the magazine « Herald of archivist » in Europe