НАУЧНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «РОССИЙСКИЕ И СЛАВЯНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
| 11 Октября 2011
Аннотация
В статье представлена характеристика основных направлений редакционной деятельности научного исторического ежегодника «Российские и славянские исследования», включенного в Перечень ВАК Республики Беларусь.
Ключевые слова
Источниковедение, историография, архивный документ, «Российские и славянские исследования», исторический факультет Белорусского государственного университета (БГУ), славистика, русистика.
Первый выпуск ежегодника «Российские и славянские исследования» увидел свет в 2004 г. За недолгую историю своего существования сборник уверенно занял нишу первого в Беларуси специализированного славяноведческого периодического научного издания. Идея двух кафедр исторического факультета Белорусского государственного университета (БГУ) – кафедры истории России и кафедры истории южных и западных славян – воплотилась в пяти выпусках ежегодника.
Полноценные исследования по истории России, истории южных и западных славян в Беларуси стали проводиться с 1921 г., со времени образования Белорусского государственного университета и приезда в Минск маститых историков, получивших образование и научную практику в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Казани, Юрьева и др. Началось формирование в системе высшей школы этих научных направлений. Благодаря таланту Владимира Ивановича Пичеты, Антона Никитовича Ясинского, Митрофана Викторовича Довнар-Запольского, Федора Федоровича Турука, Николая Андреевича Янчука, Дмитрия Алексеевича Жаринова, Александра Антоновича Савича вопросы древней, средневековой, новой и новейшей истории славянства стали предметом научного интереса белорусских исследователей. За 1920-е гг. эти ученые сумели сформировать вокруг себя особые научные направления. Разумеется, разработки по научным проблемам славистики осуществлялись в тесной связи с проблематикой белорусской истории.
Однако уже с конца 1920-х гг. история Руси-России, как и общеславянская история в «чистом» виде, т.е. без привнесения проблематики национальной истории, была практически предана забвению. Это произошло после отъезда из Минска В.И. Пичеты и фактического изгнания из университета А.А. Савича, Д.А. Жаринова, М.В. Довнар-Запольского и др. Только в 1930-е гг. Алексей Петрович Пьянков, приглашенный на преподавательскую работу в Минск из России, пытался возродить научную школу историков — специалистов по российской медиевистике. Однако война вновь, нарушила уже было вновь наметившиеся контуры исторической славистики и русистики в Беларуси. Все послевоенные годы приоритетность в исследованиях белорусских историков безоговорочно оставалась за национальной историей. Разработкой вопросов истории южных и западных славян, истории российской и украинской занимались единицы.
И лишь с отсчетом первых лет суверенного развития Беларуси в среде белорусских историков стало утверждаться мнение о том, что необходимо расширить спектр исследовательских интересов, в первую очередь — за счет разработки вопросов общеславянской и общероссийской истории как тех направлений, которые позволяют глубже постичь особенности и общецивилизационные составляющие национальной истории.
Усиление интереса к исторической славистике и русистике следует считать закономерным и необходимым явлением. Закономерность заключается в том, что в Беларуси сформировалось профессиональное сообщество ученых, которым становится «тесно» в рамках только «своей» истории и установился достаточно широкий круг творческих связей с коллегами из России, Польши, Чехии, Украины, Болгарии и других стран. Необходимость же определяется тем, что преподавание в высшей школе российской, украинской, общеславянской истории предполагает компетентность, которая может быть достигнута только через личные исследовательские наработки тех, кто ежедневно входит в студенческие аудитории.
В БГУ в 1998 г. были образованы кафедры истории России и истории южных и западных славян. В Республике Беларусь вновь началось формирование россиеведческих и славяноведческих исследовательских направлений. Возникла острая потребность в издании «толстого» научного журнала, сориентированного именно на российскую и славянскую проблематику. Редакция журнала попытались сразу высоко поднять планку публикуемых материалов, одновременно отрабатывая структурную составляющую, форму и дизайн подачи авторских сочинений.
Можно с удовлетворением констатировать, что последующие четыре выпуска подтверждают правильность избранной стратегии. Все уже увидевшие своего читателя номера «Российских и славянских исследований» вобрали в себя разнообразие исторических материалов, сюжетов, временных периодов, авторских подходов и оценок. Редколлегия с удовлетворением может констатировать, что «толстый» научный журнал по проблемам истории России и славянского мира в целом состоялся. Он привлек к себе внимание как белорусских историков, так и их коллег из-за рубежа.
Редакционный портфель все время пополняется и даже возникла необходимость установления жесткой очередности в прохождении авторских материалов по пути научного рецензирования, скрупулезного редактирования и коллегиального редакционного обсуждения исследовательских параметров планируемых публикаций. С другой стороны, уже определился круг наиболее авторитетных авторов журнала, сотрудничество с которыми позволяет проследить развитие важных тем российской и славянской истории. Одновременно, будучи признанным ВАК Беларуси в качестве реферируемого журнала по историческим наукам, данное издание открыто и для молодого исследователя.
Традиционно в каждом номере ежегодника определяется ключевая, доминирующая тема публикуемых материалов. Так, второй выпуск можно считать «югославянским» и даже «черногорским»; третий — «скорининским»; материалы, опубликованные в четвертом выпуске, объединены двумя темами — история исторического образования в Беларуси и история Хорватии. В пятом номере связующей темой является история СССР.
Спектр отобранных материалов постоянно расширяется: это и международные, в том числе межславянские, отношения; и трансформация политической, экономической, социальной жизни; и историографические и источниковедческие исследования. Начиная с третьего выпуска, в ежегоднике постоянно публикуются архивные документы. Были опубликованы воспоминания и переписка главы польской делегации на рижской мирной конференции Я. Домбского, дневники и мемуары В.И. Пичеты, воспоминания деканов исторического факультета БГУ. Редколлегия считает важным продолжить публикацию работ об особенностях научного творчества и мировоззрения историков — славистов и россиеведов.
В публикуемых материалах достаточно большое место предоставляется исследованиям по отечественной — белорусской истории. Нам всегда крайне интересен зарубежный автор, работающий по белорусской проблематике. В целом же предпринимается попытка не просто разнообразить спектр публикуемых исследований, но представить в журнале наиболее востребованные современной исторической наукой направления. Редколлегия рассчитывает на то, что читатели не останутся безучастными и откликнутся на прочитанное.
Любой специалист-историк сможет найти в нашем журнале возможность опубликовать самый оригинальный по форме и содержанию материал. Сама структура, «отработанная» за пять номеров, побуждает к этому. Это могут быть и пространные статьи; и более скромные по тематике и объему сообщения и публикации; исторические портреты; источниковедческий и историографический анализ; научная критика и библиографическое описание. Редакция с благодарностью воспринимает «письма», обращенные к ней с предложениями и критикой: наиболее принципиальные обязательно публикуются. Для оперативного знакомства с ежегодником «Российские и славянские исследований» создан электронный сайт: http: //www.rsijournal.net/. Мы стремимся быть открытыми перед своими коллегами, с пониманием относимся к их творческим замыслам и всегда заинтересованы в сотрудничестве.
Редакционная коллегия
научного исторического ежегодника
«Российские и славянские исследования»