Новости
«ДОКУМЕНТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ». XXX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 18–19 апреля 2024 г.18–19 апреля 2024 г. в Москве состоится XXX Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе». Форум пройдет в очно-заочном формате, в том числе с использован... читать продолжение... Новости | | Четверг, 11 Апреля 2024 |
КОМПЛЕКС «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ» ПОПОЛНЕН ДОКУМЕНТАМИ КЛЮЧЕВОГО ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
«ИСТОРИЯ СЕМЬИ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ НАРОДА». ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЕКТОВ
КОМПЛЕКС «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ» ПОПОЛНЕН НОВЫМИ ФОТО- И ФОНОДОКУМЕНТАМИ
Конференции
«ДОКУМЕНТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ». XXХ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 18–19 апреля 2024 г.18–19 апреля 2024 г. состоялась юбилейная XXХ Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе». Организаторами выступили Федеральное архивное агентство (Роса... читать дальше... Конференции | | Четверг, 25 Апреля 2024 |
«ПЕТР ПЕРВЫЙ: PRO ET CONTRA». ЛЕКЦИЯ Д.И.Н., ПРОФ. В.Н. ЗАХАРОВА 19 апреля 2024 г.
III УРАЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ФОРУМ 18-20 октября 2024 г.
«ДЕСЯТЫЕ РЯЗАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ “ЛЮДИ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР: ПАМЯТИ В.И. ЛЕНИНА”». НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ГПИБ РОССИИ 15–16 апреля 2024 г.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СЕМЬИ». ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ В ОМСКЕ 14 марта 2024 г.
«ДОКУМЕНТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ». XXX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 18–19 апреля 2024 г.
«СТЕНЫ И МОСТЫ –XII»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РГГУ 30 мая 2024 г.
«У ИСТОКОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» XVI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В БОРОВСКЕ 24 - 25 мая 2024 г.
Выставки
«ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ: “ПЯТНАМИ КРАСОК И ЗВОНОМ ЛОЗУНГОВ”. К 105-ЛЕТИЮ ВЫХОДА ПЕРВОГО “ОКНА САТИРЫ РОСТА”». ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ 23 апреля 2024 г.«Окна РОСТА» — это уникальное явление, представляющее собой пример использования авангардного искусства в целях политической агитации. Плакаты, созданные группой художников и литераторов, ведущую... читать дальше... Выставки | | Понедельник, 22 Апреля 2024 |
«ЕСЛИ БЫ Ф.А. КОВАЛЕНКО ВЕЛ ДНЕВНИК…». ВЫСТАВКА В КРАСНОДАРЕ 21 марта – 12 мая 2024 г.
«ИЗ ИСТОРИИ РАЙОНОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ». ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 29 марта 2024 г.
«ЕДИНООБРАЗИЕ И ПОРЯДОК» – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. К 180-ЛЕТИЮ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА. ОТКРЫТИЕ ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 20 марта 2024 г.
«МОЛОДОСТЬ МИРА: МОЛОДЕЖНЫЕ ЖУРНАЛЫ В ФОНДАХ ГПИБ РОССИИ». ЖУРНАЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ВЫСТАВКА ГПИБ РОССИИ 11 марта - 31 мая 2024 г.
«ЭПОХА ПУШКИНА». ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 5 марта - 11 декабря 2024 г.
«К ПРИРОДЕ БЕРЕЖНО». ОТКРЫТИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ АРХИВЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 29 февраля 2024 г.
«10 ЛЕТ В РОДНОЙ ГАВАНИ». ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В СЕВАСТОПОЛЕ 23 февраля 2024 г.
Исследования
О РОДОСЛОВНЫХ КОРНЯХ А.И. ЛОСЕВА - ВЫДАЮЩЕГОСЯ АРХИТЕКТОРА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ, ЗЕМЛЕМЕРА, КРАЕВЕДА И КАРТОГРАФАИмя и заслуги Антона Ивановича Лосева, чья активная творческая деятельность пришлась на конец XVIII – 20-е годы XIX века, хорошо известны жителям Иркутска. Он был исключительно талантливым, разно... читать дальше... Исследования | А.В. ЧЕРЕПАНОВ | Среда, 21 Июля 2021 |
АРКТИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА КОЛЧАКА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ МОДЫ В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В АРХИВЕ РЕСПУБЛИКИ СЛОВЕНИИ
«Зная порывы Его Высочества… я поставлю часовых и помещу Великого Князя в царских комнатах вокзала железной дороги». Неравный брак внука императора Николая I и дочери оренбургского полицеймейстера А. Г. Дрейера
КИНОХРОНИКА – СИМФОНИЯ ВРЕМЕНИ
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ДОСТУПНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ФОНОДОКУМЕНТОВ (РГАФД): НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Архивоведение
Московское отделение Архива Академии наук СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)Н. О. БУГАКОВ Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация Московское отделение Архива Академии наук СССР в период Великой Отечественной войны (1941-194... читать дальше... Архивоведение | Н. О. БУГАКОВ | Воскресенье, 19 Января 2020 |
Книжная полка
«РОЙ МЕДВЕДЕВ. «КРАСНЫЙ ДИССИДЕНТ». ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ МАРТИН Б., УСТИНОВА О. 16 апреля 2024 г.16 апреля 2024 г. в рамках Х Рязановских чтений в ЦСПИ прошла презентация книги Мартин Б., Устинов О. Рой Медведев. «Красный диссидент» / Барбара Мартин, Олег Устинов. — М.: Издательский Дом «Зе... читать дальше... Книжная полка | | Вторник, 23 Апреля 2024 |
«ФАВОРИТЫ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ». ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ИГОРЯ КУРУКИНА В МОСКВЕ 25 апреля 2024 г.
«ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФОНДАМ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ». ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ИЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ АРХИВЕ ХАКАСИИ 29 марта 2024 г.
МОНОГРАФИЯ О ВОЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ В СССР
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОЙ КНИГИ БОРИСА ХАВКИНА «ЗАГОВОР. НЕМЦЫ ПРОТИВ ГИТЛЕРА»
| 11 Февраля 2017
Тузова О.В. Региональные модели советской музыкальной культуры в 1939-1945 гг. (наматериалах Поволжья): монография. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. - 212 с.
Книга посвящена актуальной проблеме изучения музыкальной культуры Поволжья в 1939-1945 гг. с применением системного и компаративного подходов. Впервые в историографии провинциальная культура представлена как совокупность моделей музыкально-культурной системы (куйбышевская, ульяновская, саратовская, энгельсская, казанская, пензенская, сталинградская, астраханская); анализируется и описывается их структура и состояние компонентов: управленческого, музыкально-театрального, концертно-организационного, образовательного, креативного, музыковедческого, информационного, производственно-технического, самодеятельного. Исследование основано на документах центральных и местных архивов, материалах периодической печати, источниках личного происхождения и др.
Реконструкция и анализ структуры восьми поволжских моделей музыкально-культурной системы в 1939-1945 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Элементы столичности были свойственны казанской, энгельсской (центры автономных республик в составе РСФСР) и на ограниченном хронологическом этапе - куйбышевской («запасная столица» страны) модели. Применение дихотомии «центр - периферия» предполагает наделение понятия «центр» («столица») такими характеристиками, как «образец», сравнительно высокая степень интенсивности социокультурных процессов, приоритетность в финансировании объектов культуры и размещении передовых эвакуированных институтов и музыкантов, возможность оперативного управления по причине территориальной близости субъектов и объектов процесса и проч.
Управленческий компонент выполнял организационную, координирующую, контролирующую, стимулирующую, прогностическую функции и включал Управления по делам искусств при СНК Татарской АССР и АССР Немцев Поволжья, областные и городские отделы по делам искусств, руководителей учреждений и коллективов. В национальных автономных республиках отсутствовали городские и областные отделы по делам искусств. В ульяновской и пензенской моделях координация работы музыкальных учреждений находилась в ведении областных, а в Куйбышеве и Саратове с осени - зимы 1943 г. - городских отделов по делам искусств.
Театральный компонент нацелен на воссоздание в сценических условиях музыкально-драматических произведений в репетиционном режиме с дальнейшими публичными представлениями в специально оборудованном пространстве. В Поволжье его составляли Куйбышевский, Пензенский, Татарский театры оперы и балета, а также Саратовский, активно гастролировавший в Энгельсе. Театры музыкальной комедии работали в Куйбышеве (до слияния с оперным театром с осени 1941 г.), Сызрани (до ликвидации 1 июня 1940 г.), Энгельсе(до интеграции в саратовскую модель). Кроме того, в Поволжье эвакуировали Большой театр, Житомирский (размещался последовательно в Сызрани и Мелекессе) и Ростовский театр музкомедии.
Концертно-организационный компонент состоял из индивидуальных исполнителей, коллективов (оркестры, ансамбли, хоры и др.) и институтов, организующих, координирующих и регламентирующих их деятельность, представленных в Поволжье концертно-эстрадными бюро, Теамузбюро, филармониями. Аналог на общегосударственном уровне - Всесоюзное гастрольно-концертное объединение, имевшее региональные отделения и уполномоченных.
Образовательный компонент преимущественно транслировал музыкально-культурные ценности между поколениями, в более узком смысле - готовил профессиональных носителей специализированной информации и навыков. Участники образовательного процесса выполняли также функции просвещения и представляли собой вспомогательные концертно-исполнительские силы.
В Поволжье в 1939-1945 гг. работали три консерватории (Саратовская, Московская, основанная в 1945 г. Казанская). В Пензу эвакуировали Центральную детскую музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (ЦДМШ). Традиционными для региона стали существовавшие на протяжении нескольких десятков лет тандемы музыкальная школа - училище. В образовательных институтах концентрировались педагогический опыт, методики профессионально-музыкальной социализации, формы реализации педагогического процесса, различные виды исполнительской деятельности (творческие отчеты, концерты юных музыкантов и т. д.).
В конце 1930-х гг. появилась тенденция к расширению музыкально-культурного пространства в сторону региональной периферии, малых провинциальных городов, получившая развитие во второй половине Великой Отечественной войны. В Мелекессе начал работать кружок, на основе которого в годы войны открыли первую в городе детскую музыкальную школу; созданы Зеленодольская и Кузнецкая (1944 г.), а также Сызранская (с января 1945 г.) ДМТТТ. Для ускоренной подготовки кадров предназначались студия эстрадного искусства при Куйбышевской филармонии (1943 г.), балетные и хоровые студии при Татарском, Пензенском (1943 г.), Куйбышевском, Саратовском театрах оперы и балета.
Креативный компонент не был ярко выражен в изучаемом пространстве и являлся прерогативой слабо связанных между собой композиторов. Степень организованности также была различной: в 1939 г. возникло отделение Союза советских композиторов в Татарской АССР, в 1941 г. - в Куйбышеве. Музыковедческий компонент в Поволжье в 1939-1945 гг. был развит недостаточно. Негативными последствиями слабости сегмента критики была ее фрагментарная представленность в информационном пространстве, пассивность в продвижении новых произведений и других проявлений в отечественной культуре. Компенсационные механизмы отразились в выполнении композиторами функций музыкальных критиков в местной печати.
Производственно-технический компонент был представлен главным образом отделениями Музпроката, а также специальными подразделениями театров. Указанный компонент был наиболее развитым в саратовской модели по сравнению с региональными аналогами за счет функционирования Театрально-производственного комбината.
Информационный компонент складывался из многих составляющих: литература, ноты, звуковые носители (грампластинки), тексты в периодической печати, афиши и проч. Основными точками их сосредоточения и распространения были типографии, магазины (нотные или книжные), библиотеки (отдельных институтов или частные), издательства (газеты, журналы, афиши).
Самодеятельный компонент, в отличие от вышеуказанных, нельзя отнести к четко организованным в границах музыкально-культурной системы. При этом именно любительское музицирование оставалось базовым и наиболее массовым компонентом, как, например, в Сталинградском крае в результате битвы. Он отличался многочисленностью (большим количеством, по сравнению с профессиональными, коллективных и индивидуальных исполнителей; хоровых, музыкальных, танцевальных, инструментальных кружков, оркестров народных инструментов и т. д.), аморфностью, распространенностью как в административных и культурных центрах, так и в сельских местностях. Ключевыми институтами в сфере художественной самодеятельности были сектора, областные дома народного творчества и в некоторых моделях - городские (Казань, Куйбышев). Базой для размещения кружков художественной самодеятельности были клубы.
К консолидирующим музыкантов и других представителей культуры институтам можно отнести областные комитеты профсоюза работников искусства, Всероссийское театральное общество.
Практически во всех регионах были сформированы управленческий, музыкально-театральный, концертно-организационный, образовательный, информационный, самодеятельный компоненты; в разной степени в разных моделях были развиты креативный, музыковедческий, информационный, производственно-технический, самодеятельный.
В 1939-1945 гг. изменялась социокультурная карта Поволжья: во вновь созданных пензенской, ульяновской, астраханской моделях выстраивались региональные подсистемы. Война сделала музыкально-культурный ландшафт более рельефным, обогатив одни модели и практически полностью разрушив другие (энгельсская, сталинградская). Редукции и диверсификации подверглись куйбышевская и казанская модели, укрупнению - саратовская. Тем не менее системная реконструкция музыкальной панорамы Поволжья в 1939-1945 гг. дает основания констатировать правомерность тезиса о жизнеспособности и эффективности советской культуры в исследуемый период.